18:08 / 14.07.2004Азербайджан: Народ отвернулся от Запада

Баку, столица Азербайджана в день президентских выборов. В этот день скипетр своего рода наследной демократии должен быть передан от старого больного президента Гейдара Алиева его сыну Ильхаму. Многолетний лидер Азербайджана находился в этот момент, якобы, в одной из больниц США. Народ подозревал, что он давно умер. Настроения в пользу демократической оппозиции были сильны, как никогда. Это было в октябре прошлого года.

Алиевы пустили в ход последнее средство: фальсификация выборов. ОБСЕ отметила серьезные нарушения закона о выборах: избиратели запугивались, урны заполнялись фальшивыми бюллетенями. Тысячи людей, протестовавшие против этого в столице, жестоко избивались дубинками. Клан Алиева господствует над богатой нефтью республикой беспрерывно почти 25 лет.

Видиосъемки показывают, как отряды спецподразделений разбивают вдребезги автомобиль, как избивают беззащитных людей. Один полицейский бьет ногами лежащего на земле человека в лицо, а второй - бьет другого демонстранта по голове.

Несколько сотен демонстрантов были арестованы. И уже вечером Центральная избирательная комиссия объявила Ильхама Алиева, по предварительным результатам собравшего 79% голосов, победителем.

Баку. Прошло более чем полгода. За это время Гейдар Алиев объявлен умершим уже официально. В декабре его торжественно похоронили в Баку. Деловые люди спешат через исторический центр города. Банки, помпезные здания филиалов иностранных нефтяных фирм. С Каспийского моря дует сильный ветер.

В суде идут процессы против демонстрантов, арестованных в октябре. Критики говорят, что это политические процессы. Большинство обвиняемых получат от 3 до 5 лет лишения свободы. Представители правительства выворачивают дело наизнанку. Вот что говорит Мубариц Гурбани, заместитель председателя и главный идеолог партии Алиева "Новый Азербайджан":

Правительство не могло просто так наблюдать, как эти люди превращают в развалины дома и крушат автомобили. Это были не демонстрации, это были массовые беспорядки. А массовые беспорядки опасны. Если бы мы не остановили их, они убили бы много людей. Государство на то и нужно, чтобы защищать граждан от нарушителей законов. Если бы мы не вмешались, то люди затем обвинили бы нас в том, что мы не остановили этих бандитов.

Президент Ильхам Алиев пытается представить себя демократом и другом Запада, точно так же, как и его усопший отец. Он объявляет себя сторонником либеральной экономической политики и взвешенного внешнеполитического курса, подчеркивает добрососедские отношения с Россией и политический плюрализм внутри Азербайджана. Однако за этим фасадом продолжает свое существование авторитарный режим. Как считает Зардушт Ализаде, Алиев не собирается делиться своим богатством с народом. Ализаде работает на Helsinki Citizen" Assembly, международное гражданское объединение, созданное на базе Заключительного акта КБСЕ (Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе) в Хельсинки. В Азербайджане она является одной из ведущих правозащитных организаций.

В Азербайджане социально-экономическая система такова, что прибыль от нефтяного бизнеса вовсе не идет на пользу населению. Она поступает правящему клану и правящему классу. Это всего 150 000 человек из 8 миллионов азербайджанцев. Кроме того, у нас огромный бюрократический аппарат. Он пронизан коррупцией и существует только для того, чтобы беспощадного выкачивать деньги из источников доходов. Поэтому здесь никто не может создать предприятие, и поэтому логично, что большинство населения живет за чертой бедности.

Зардушт Ализаде приводит факты: среднемесячный доход составляет в Азербайджане официально 55 долларов США. На самом деле он еще меньше. Но и на 55 долларов прожить в Азербайджане невозможно. Больше миллиона азербайджанцев работают за границей, прежде всего в Сибири. Благодаря этому они содержат свои семьи. Особенно тяжелая ситуация сложилась на селе. Деньги можно заработать, собственно, только в Баку. Целые районы в стране заброшены.

С момента приобретения государственной независимости от Советского Союза, мы переживаем невероятное падение в экономике, здравоохранении, в науке и технологиях. Все развалилось. Теперь Гейдар Алиев умер, у власти его сын Ильхам, и все надеются на него. Он молод, говорит по-английски, учился в Московском Государственном университете. . . Но он лжет. Ильхам Алиев беззастенчиво лжет. Во время предвыборной борьбы он сказал: я создам 600 тысяч рабочих мест за 5 лет. Это жуткий нонсенс! Это означает, что каждый год он будет создавать 120 тысяч рабочих мест. Это 10 тысяч в месяц. Для этого необходимо каждый месяц открывать по крупной фабрике. До сих пор ничего подобного он не сделал. Ильхам Алиев сказал, что будет продолжать курс своего отца. Этот курс известен: он обкрадывает и эксплуатирует народ.

Ализаде жалуется, что большинство населения смирилось с тяжелыми условиями жизни. До сих пор протесты были только в одном поселке - Нардаране. Это было летом 2002 г. Тогда тоже вмешалась полиция, были раненые и убитые.

Нардаран находится примерно в 30 километрах от столицы, Баку. Раньше там насчитывалось 8 тысяч жителей, сейчас их всего половина, остальные работают в России. То, что протесты начались именно в Нардаране - не случайность. Потому что жители Нардарана особенно набожные, и там находится штаб-квартира Исламской партии Азербайджана. Она существовала еще во времена Советского Союза. При Сталине она была запрещена, партийные лидеры арестованы и уничтожены.

В последние годы партия снова начала расти. Хотя во время акций протеста в Нардаране она еще играла второстепенную роль. Но положение изменилось. Ответственность за это несет полиция. Она арестовала лидера Исламской партии. На него возложили вину за протесты населения, и отправили на несколько месяцев в тюрьму. И только тогда в Исламскую партию начался приток населения.

В гостях у семьи председателя партии. Сын, Хусейн Алиев, разжигает печь в летней кухне. В Азербайджане очень у многих фамилия Алиев. Местные Алиевы не родственники президента. Вся семья собирается в летней кухне, чтобы поесть. На улице в этот день холодно. Они не могут позволить себе отапливать весь дом. Хусейн включает газ.

Газ есть, но очень мало. Недостаточно для того, чтобы работала печка. Поэтому мы используем для этого дрова. Иногда газ совсем отключают. Особенно зимой.

При этом всего в нескольких километрах от Нардарана по трубопроводам за границу круглосуточно струится газ и течет нефть из месторождений Каспийского моря.

Хусейн закрывает дверцу печки. Ежемесячный тариф за подвод газа составляет 10 долларов, суммарно, за маленькую печку, независимо от того, есть газ или нет.

Хусейн Алиев старший из 5 детей, он учится на юриста. Семья живет за счет возделывания овощей и фруктов, и, кроме того, выращивает розы.

Я, конечно, окончу институт, но работать не смогу. Здесь так водится. Я смогу работать только на честной работе. А здесь это не получится. Если хочешь найти работу, то надо подстраиваться к системе, надо давать и брать взятки. Я так не могу. Мы честные люди. Мы не можем воровать и обманывать людей.

Подходит отец Хусейна, председатель партии. Лидер исламистов Аликрам Алиев одновременно является главой поселка. Он привел с собой своего заместителя.

После протестов социальное положение в нашей деревне не улучшилось. Проблемы все те же. Но правительство обещало скоро заняться нами и представить генеральный план развития Нардарана.

Они хотят более надежного снабжения газом и электроэнергией, приличную дорогу и рабочие места. Об этом говорит Гаджи Нуриев, заместитель Алиева. Затем грозит:

Если в ближайшее время не начнут хотя бы постепенно решать наши проблемы, тогда жители Нардарана снова выйдут на улицы. На этот раз восстание может распространиться на весь Азербайджан. Потому что многие поселки научились на нашем примере. Мы не хотим насильственного свержения или революции. Решение, быть ли Азербайджану исламским государством, должен принимать народ. Это его право. В настоящий момент азербайджанский народ хочет жить в открытом, демократическом государстве. Возможно, пройдет еще 5 или 10 лет. . . Нам нужно будет провести референдум. И если тогда азербайджанцы решат, что они хотят жить в исламском государстве, тогда мы будем готовы служить народу.

Как считает политолог Ариф Юнус из Бакинского Института мира и демократии, скандал вокруг президентских выборов стал стимулом для развития движения религиозных фундаменталистов. Ариф Юнус уже многие годы занимается исламизмом в Азербайджане.

В октябре население поверило в то, что на этот раз действительно возможно выбрать президента демократическим путем. Люди поверили Западу, международным организациям, ОБСЕ, Европейскому Совету, США. Поверили , что на этот раз они не допустят фальсификации выборов. Массы людей пошли на выборы. А затем произошло то, что у нас всегда происходит: результаты выборов были сфабрикованы. А Запад и, прежде всего США, закрыли на это глаза. В результате люди отвернулись от Запада. Это используют исламисты. Они даже цитируют суру - одну из глав Корана, где говорится о лицемерии. Западу нужна наша нефть, а значит проще, если страной управляют коррумпированные люди. Исламисты говорят: Запад не заинтересован в том, чтобы решать наши проблемы. Это должны сделать мы, мусульмане.

Но более опасными, чем Исламская партия, пока действующая в рамках конституции, как предупреждает политолог Ариф Юнус, являются ваххабиты.

Ваххабиты - это не партия, а религиозная организация, не имеющая даже строгой структуры. У них нет даже лидера. Первые ваххабиты пришли в Азербайджан вместе с беженцами из Чечни. Сначала они стали популярными среди наших национальных меньшинств. Но теперь их популярность растет и среди азербайджанского населения.

Ваххабиты - это исламские фундаменталисты, многих из них получают поддержку из арабских стран. В Азербайджане они выступают, в частности, за насильственное разрешение конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

В Азербайджане сейчас очень популярна одна идея. Это идея "единства". У нас так много проблем: конфликт в Карабахе, заброшенная экономика, беженцы и так далее. И все говорят, что дела наши так плохи, потому что мы расколотый народ. Если бы мы не были расколоты на различные группы, на сторонников правительства и оппозиционеров, то мы могли бы решить все свои проблемы. Именно такую пропаганду ведут ваххабиты. Они не говорят, мы - ваххабиты, они говорят просто: мы - мусульмане. Это совпадает с настроениями народа. В прошлом году мы провели большой опрос. При этом выяснилось, что ваххабизм привлекает, прежде всего, просвещенных, образованных и не очень бедных людей. В мечети ваххабитов идут, главным образом, молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет. Многие очень начитаны. После молитв они беседуют о политике.

Одна шестая всех мечетей в Азербайджане уже в руках ваххабитов, - предупреждает политолог Ариф Юнус. Там регулярно ведется пропаганда фундаментализма. А правительство, по всей видимости, концентрирует свои усилия, на подавлении демократических противников. Когда-то самая сильная оппозиционная партия, демократическая и национально ориентированная партия Муса ват, полностью исчезла с горизонта после президентских выборов осенью прошлого года. Городская администрация расторгла с ней договор об аренде помещения под штаб-квартиру в центре Баку. С тех пор партия пребывает далеко за пределами центра, на промышленной окраине. Иса Гамбар, председатель партии Муса ват, кажется, сознает свое бессилие. Его заместитель сидит в тюрьме, вместе с ним несколько десятков других членов партии.

В настоящий момент мы заботимся о тех членах партии, которые были арестованы в октябре. Нанимаем для них адвокатов, наблюдаем за ходом процессов, информируем общественность, насколько это возможно. Преследование нашей партии продолжается. Более сотни наших сторонников потеряли работу из-за политической принадлежности к нашей партии. И, кстати, не те, кто много зарабатывает, а учителя, врачи и так далее. Власти не допускают проведения районных собраний, их пропаганда, кроме того, продолжается на телевидении. Все каналы под контролем правительства. Это не позволяет оппозиции доводить свое мнение до населения.

Если верить независимым наблюдателям, то Гамбар на выборах получил значительно больше голосов, чем Ильхам Алиев.

Перед нами стоит очень сложный вопрос: как мы можем добиться в Азербайджане смены власти мирным путем, если страною правит авторитарный режим, а международное сообщество и международные организации относятся к нему лояльно. Я хорошо знаю, что само общество должно быть готово для демократических преобразований. Каждый народ сам отвечает за свое будущее. Но без международной помощи мы не продвинемся вперед. Самая большая проблема в Азербайджане заключается в том, что власть не допустит свободных и честных выборов, а международное сообщество вместо того, чтобы действовать, ограничивается декларациями.

Лидер оппозиции Гамбар считает, что международное сообщество бросило его. Вряд ли он получит поддержку. Ведь сказал же однажды один британский дипломат правозащитникам: "Вы можете выбрать в президенты хоть обезьяну, мы будем поддерживать и ее, пока будем получать вашу нефть". Остается лишь надеяться, что система Алиева когда-нибудь рухнет сама по себе. А это может произойти быстрее, чем кажется, - на это надеется правозащитник Зардушт Ализаде из "Helsinki Citizens Assembly".

Пока еще Ильхам Алиев сидит в своем кресле, но я думаю, что ему уже недолго осталось. Президентской республике необходим сильный глава государства. Но Ильхам Алиев - не сильный, он работает без удовольствия и непрофессионально. Он всегда только жил за счет своего отца: в школе, в институте. Он был совершенно бесталанным вице-президентом своей нефтяной фирмы. А как руководитель Национального олимпийского комитета существовал только за счет советского наследия. Теперь все кончилось. Теперь папа сделал его президентом. В их клане возникнут проблемы.

Когда-то старый президент, Гейдар Алиев, установил правило: 85% прибыли получает семья, остальные 15% - тот, кто украл деньги у народа. 85 на 15 - очень несправедливая сделка. Однажды кто-то придет и потребует 50%. Если Ильхам Алиев пойдет на это, то вырастет вторая сильная в финансовом плане группа. А когда таких групп станет несколько, этого хватит для политического маневра, как мы это видели на примере России. Пока самый сильный олигарх - это Ильхам Алиев со своей семьей. Все остальные стоят ниже. Но я уверен, что скоро между ними возникнут разногласия. Монополизм рано или поздно начнет загнивать. И этот клан, если не допустит оппозицию, когда-нибудь сам разложится изнутри.

Гезина Дорнблют

Опубликовано 13 июля 2004 года

Перевод веб-сайт ИноСМИ.Ru

Автор: