Стоящий на горе Арагац верховный жрец зажег от солнца факел и его понесли в языческий храм Гарни. Так начался праздник Навасард - один из древнейших и любимых армянских праздников, который отмечается каждый год 11 августа.
По легенде, в этот день патриарх Айк убил тирана Бэла и даровал свободу своему роду и будущим поколениям армян.
Навасард напоминает Олимпийские игры, так как в нем сочетаются спорт и древние ритуалы.
После того, как облаченный в красный хитон верховный жрец, повернувшись лицом к солнцу, споет песнь Ваагну, начинается празднование. Молодежь поет и танцует, имитируя стрельбу из лука. Все желающие стать членами общины проходят посвящение огнем и мечом. После обряда обязательно нужно посадить абрикосовое дерево.
Это выглядит освященной веками церемонией - настает ведь 9588-ой год от рождения главного бога армянского языческого пантеона Ваагна - этот фестиваль фактически является ее современным восстановленным вариантом.
"Мы начали отмечать древние армянские праздники в 1990 году. До этого все было под запретом. В 1961 году мне дали 2 года лагерей за "национализм", а в 1965 - лишили советского гражданства и вынудили уехать в США. Вернулся только во времена Горбачева", - сказал IWPR верховный жрец Армении Слак Какосян.
Политически языческая община связана с Республиканской партией Армении, в основе идеологии которой лежит учение "Цегакрон", армянская дохристианская религия.
Но современные язычники не вмешиваются в политику: "Жизнь людей и так перенасыщена политикой и это - не очень хорошо. Чем больше народ будет думать о духовном возрождении, тем ему легче будет выжить", - говорит историк Ара Степанян, каждый год приезжающий на празднование Навасарда из Санкт-Петербурга.
По его мнению, настольной книгой каждого мыслящего армянина должна стать не Библия, а языческое писание.
"Скоро выйдет из типографии 1000 экземпляров книги, которую члены общины будут распространять среди населения. Мы не намерены полностью заменить Библию "Ухтагиром", но армянский народ должен знать, что он произошел не от Ноя, а жил на Армянском нагорье еще в допотопные времена", - говорит Какосян.
Армения обычно рассматривается как первая христианская страна в мире, каковой она стала после обращения царя Тиридата в 301 г. Своей религией Армения выделялась среди соседей - в основном мусульман.
Однако, следы дохристианского солнцепоклонничества все еще остались в национальном самосознании. Кроме храма Гарни, на юге Армении есть еще доисторический Стоунхендж, известный как Караундж или Поющие камни. Это гигантское сооружение, состоящее из сотен вертикальных монолитов, было построено 6000 лет назад как храм солнца и совмещало также функции обсерватории.
Согласно опросу, проведенному недавно Центром стратегических и национальных исследований в Ереване, 34% респондентов в Армении считают себя христианами, 24% -атеистами и 32% - язычниками. "Небольшая разница в процентных показателях верующих говорит о том, что 1700 лет христианской традиции не смогли искоренить старую веру в Армении", - считает политолог Эдуард Энфиаджян, также член языческой общины.
"В Армении многие не различают религию и церковь. Но это нас не касается. Мы терпимо относимся к христианству, но оно неприемлемо для нас как общественный институт. По Конституции церковь отделена от государства, но, на самом деле, закон Божий преподают даже в детских садах, не говоря уже о школах, институтах и армии. Я думаю, что это неправильно. Человек сам должен выбирать, какому богу служить".
Отношение Армянской Апостольской церкви к своим языческим соперникам необычайно мягкое, учитывая ее враждебное отношение к сравнительно новым евангелистским группам.
"Они ведь даже не христиане в отличие от сектантов, к которым у армянской церкви однозначное отношение. Мы в дела языческой общины не вмешиваемся", - пояснил начальник информационной службы Первопрестольного Эчмиадзина священник Ваграм Меликян.
Некоторые армяне умудряются с одинаковой симпатией относиться как к традиционной христианской церкви, так и к язычеству.
"Язычники хранят старые традиции. Армянская нация должна помнить свое дохристианское прошлое и "Дети Ара" (языческая группировка) хорошо работают в этом направлении. Они поддерживают и Армянскую Апостольскую церковь в борьбе с деструктивными сектами. Недавно был организован марш протеста против сект. Свобода вероисповедания необходима, просто нельзя давать волю сектам, которые разрушают нашу национальную самобытность", - сказал IWPR Александр Амарян, президент Центра по оказанию помощи и реабилитации жертв деструктивного культа, который борется против других религиозных групп или "сект", как их обычно называют в Армении.
Все больше молодых людей участвуют в доисторических ритуалах.
Двадцатилетняя Анаит уже год как стала членом языческой общины. "Мне здесь интересно, никто ничего не принуждает делать. Рассказывают дохристианскую армянскую историю, дают читать книги. Я думаю, что народ просто возвращается к своим древним корням, а Гарни является одним из духовных центров космической значимости. Язычество не требует каких-то особых установлений и правил", - рассказала она IWPR.
Анаит учится в медицинском институте и носит свастику на шее. По ее словам, однокурсники к этому относятся отрицательно. "Армяне должны носить крест, а не фашистский символ. Я бы вообще запретил все эти секты и верования. Наша церковь слишком лояльно к ним относится", - говорит ее однокурсник Рубен.
"Для большинства людей свастика является нацистским символом. Но это не так. Свастика - языческий символ. Армянские юноши и девушки, которые носят свастику, не фашисты. Я думаю, что это все от незнания", - говорит языческий жрец Гагик Айрапетян.
Молодой лейтенант, пожелавший остаться неназванным вполне согласен с этим мнением. По сути, языческие церемонии для него показатели армянского патриотизма: "Я убежден, что это истинно армянская вера и именно она помогла нам выдержать и победить в войне. Я это чувствую", - сказал он.
Опубликовано 23 августа 2004 года