Дагестанский лидер Магомедали Магомедов стоит перед лицом глубокого кризиса власти, связанного с непокорным мэром города Хасавъюрта и поддерживающей его местной полицией, которые могут спровоцировать новое политическое восстание в республике.
После того, как начальник полиции Хасавъюрта (город недалеко от границы с Чечней на западе Дагестана с населением 100 тысяч человек) не подчинился приказу о снятии его с занимаемой должности, в Дагестан из Москвы министром внутренних дел была выслана комиссия. Она должна изучить ситуацию, которая потенциально может привести к дестабилизации в самом сложном регионе на Северном Кавказе.
17 августа Магомедов объявил, что против непокорного мэра Сайгидпаши Умаханова возбуждено уголовное дело за клевету. Он также заявил, что принимаются меры для смещения мэра с поста и роспуска городского собрания.
Проблемы начались 29 июля, когда в Хасавъюрте состоялся большой митинг. Вопреки заявлению Умаханова о своей непричастности к организации этого митинга, основным выступающим был именно он. Умаханов возложил ответственность на президента Дагестана за широко распространенную коррупцию, неспособность разрешить экономические проблемы республики и даже организацию убийства в 1998 г. бывшего лидера мусульманской общины республики, муфтия Сайидмухаммадхаджи Абубакарова.
"Разве мы не знаем, кто виноват в бедах Дагестана? Народ всё знает", - заявил присутствующим Умаханов.
"Кто убил муфтия Дагестана?" - спросил он участников митинга. Люди хором ответили: "Магомедали!"
"Глава республики фактически объявил войну своему народу и он должен уйти", - сказал Умаханов.
Организаторы митинга в Хасавъюрте призвали народ провести общедагестанскую демонстрацию протеста 10 сентября. В ответ на это, 5 августа Магомедов, которому по Конституции осталось находиться на посту руководителя республики еще 2 года, заручился поддержкой Госсовета, правительства и большинства депутатов Народного Собрания Дагестана, а также всех глав муниципальных образований республики, за исключением, разумеется, Умаханова.
Все эти политики выразили поддержку Магомудову. "Магомедали Магомедов в годы своего правления выступал гарантом стабильности в Дагестане. В течение всего периода, военных действий в Чечне, когда одна за другой возникали горячие точки в других кавказских регионах, наша республика чудом сохранила мир на своей территории. Мы считаем, что Магомедали Магомедов должен продолжать исполнять свои обязанности лидера республики до истечения срока в 2006 году", - заявил IWPR заместитель главы администрации Цунтинского района Абдулла Тагиров.
Тагиров также сообщил, что в его районе вскоре пройдет митинг в поддержку Магомедова.
74-летний Магомедов у власти с 1994 г. Он последний неизбранный региональный лидер в Российской Федерации, но пользуется поддержкой Москвы как стабильный руководитель республики с двухмиллионным населением и десятками различных этнических групп.
Согласно конституционным изменениям, принятым в прошлом году, первые прямые выборы в Дагестане должны состояться в 2006 г. и Магомедов в первый раз примет участие в выборах.
Он представитель даргинской этнической группы, а Умаханов - самой многочисленной этнической общины Дагестана - аварцев.
Умаханов - профессиональный борец, тренировал своего племянника Мурада, у которого есть шанс выиграть для России медаль на Олимпийских играх, проходящих в Афинах. Мэром Хасавъюрта Умаханов был избран в 1997 г. Его заслугой признается то, что он уберег город от втягивания в насилие, имевшее место в соседней Чечне.
В начале, отношения между Умахановым и Магомедовым были хорошими, однако вскоре они стали ухудшаться. Недавно Магомедов заявил, что мэр превращает Хасавъюрт в сепаратистский анклав, такой как две исламистские деревни Карамахи и Чабанмахи, которые не подчинялись центральным властям в течение двух лет, пока не была применена сила в 1999 г.
"Если глава администрации Хасавъюрта изменит свое отношение к этому вопросу, мы готовы его поддерживать. А если нет - мы его заставим. Мы больше не намерены терпеть на территории Дагестана новые Карамахи. Сегодня и Дагестан не тот, и Россия не та", - заявил Магомедов.
Противостояние обостряется, учитывая, что мэра поддерживает местная полиция. Магомедов потребовал от министра внутренних дел Дагестана, Адильгерея Магомедтагирова, выяснить, почему полиция Хасавъюрта допустила проведение митинга 29 июля. Для выяснения обстоятельств из Махачкалы в Хасавъюрт отправилась комиссия.
На основании доклада комиссии, начальник полиции Хасавъюрта Омар Тупалиев и несколько других высокопоставленных офицеров формально были сняты с постов. Однако, Тупалиев заявил, что его подчиненные теперь будут действовать независимо.
Затем представители полиции Хасавъюрта обратились с письмом к министру внутренних дел России Рашиду Нургалиеву. Отчет, присланной им в город федеральной комиссии, будет готов в конце недели.
Политолог Гамид Курбанов отмечает, что у Магомедова сейчас в Дагестане серьезная политическая оппозиция в лице нескольких человек. Это - не только Умаханов, но и, недавно избранный в Парламент, Магодем Гаджиев и бизнесмен Сулейман Керимов.
"Последние выборы в российскую Думу, прошедшие в Дагестане, показали, что у Магомедова нет стопроцентного контроля над ситуацией в республике", - говорит Курбанов.
Политолог замечает, что Магомедов стремился укрепить свою власть путем увольнения нескольких местных лидеров и попытки осуществления социально-экономической программы, рассчитанной до 2010 г. Оппозиция апеллирует постоянными экономическими проблемами в республике и тем, что целый ряд убийств известных лиц остаются нераскрытыми.
Возникают серьезные опасения в связи с возможными пагубными последствиями нового кризиса для республики с и без того хрупкой стабильностью.
Сержант полиции Хасавъюрта Гайдар Ибрагимов поделился с IWPR своими опасениями: "Зная о внутренних распрях в Дагестане, чеченские боевики могут попытаться повторить то, что они сделали в июне в Ингушетии. Здесь же найдутся местные экстремисты, которые охотно их поддержат".
"Мы должны найти выход из создавшегося положения. Раскол в Дагестане на руку только нашим врагам".
Магомед Исаев, исполнительный директор газеты "Молодежь Дагестана", Махачкала
Опубликовано 19 августа 2004 года