Алексей Черепанов обвиняется в хранении наркотиков, которые, предположительно, были подброшены в его комнату в общежитии. В результате "обследования помещения" вместе с наркотиками была изъята политическая литература, которую сотрудники управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических веществ по Краснодарскому краю посчитали содержащей "публичный призыв к осуществлению экстремистской деятельности". Литература и транспаранты были переданы в Управление ФСБ РФ по Краснодарскому краю, но там возбуждать уголовное дело по экстремизму не стали.
Как отмечают организаторы сегодняшней акции в Москве - движение "Автономное действие" и Московский союз радикальных художников, хранящиеся у Черепанова издания открыто продаются во многих книжных магазинах Москвы. Несмотря на протесты общественности и многочисленные обращения в прокуратуру, Черепанов уже около 2,5 месяцев находится в СИЗО, а 23 июля его дело было передано в Советский районный суд Краснодара.
Адвокат журналиста Евгений Иванов-Кулигин считает, что "возбуждение уголовного дела и обыск преследовали цель обвинить Черепанова в политическом экстремизме, пропаганде и совершении действий, направленных на свержение конституционного строя". До последнего дня адвокаты надеялись, что дело будет закрыто до суда. Депутатом Госдумы Олегом Шеиным был направлен запрос в Генеральную прокуратуру РФ. В запросе приведены факты многочисленных нарушений законодательства и Конституции РФ, отмечен политический характер преследований журналиста.