Сможет ли Кавказ когда-нибудь вырваться из круговорота переворотов и насилия, царящего здесь со времени распада Советского Союза? Нет, если руководствоваться выступлениями 36-летнего президента Грузии Михаила Саакашвили.
На прошлой неделе, перед тем как отправиться с визитом в США, Саакашвили объявил, что отдал приказ открывать огонь по всем судам, включая туристические, которые незаконно появляются в территориальных водах Грузии. "Я надеюсь, что это услышат туристы, собирающиеся в Абхазию", сказал он журналистам 3 августа.
Его выступление напоминает оправдания, которые использовали советские власти после того, как в 1983 году сбили южнокорейский самолет, нарушивший "священное и суверенное воздушное пространство" СССР, как сказал тогда маршал Николай Огарков. В результате погибли более 200 человек. Но правители сегодняшней Грузии - представители постсоветского поколения "за тридцать", получившие образование на Западе. Не должны ли они вести себя по-другому?
К сожалению, подход Саакашвили к установлению суверенитета страны содержит больше, чем просто эхо советских времен. Похоже, прецедентом для него служат более свежие, кровавые трагедии в истории Грузии. 14 августа 1992 года конфликт между грузинским правительством и Абхазией перерос в вооруженное столкновение, когда Тбилиси отправило свою разношерстную армию в прибрежный регион, чтобы утвердить юрисдикцию Грузии. Последовавшие массовые убийства, грабежи и изнасилования вызвали ответную реакцию абхазцев. Год спустя грузинская армия ушла из республики, и за ней последовали треть миллиона грузиноговорящих жителей Абхазии.
Несмотря на кровожадные выступления против двух мятежных регионов, Южной Осетии и Абхазии, Саакашвили пользуется поддержкой Вашингтона. Даже в разгар тяжелой избирательной кампании в США, у сторонников как президента Джорджа Буша (George Bush), так и его соперника Джона Керри (John Kerry) для грузинского лидера, выпускника юридического факультета Колумбийского университета, есть только слова похвалы.
Может, Джордж Сорос (George Soros) и решил потратить миллионы на то, чтобы Буш проиграл, но это не мешает ему похваляться, что его деньги в прошлом ноябре помогли Саакашвили прийти к власти. Под аплодисменты бушевского Белого дома Институт открытого общества (Open Society Institute) помогал обучать тех, кто затем сверг Эдуарда Шеварднадзе.
Впрочем, поддержка обеими трибунами грузинского президента с жестким подходом к сепаратизму не является чем-то новым.
Двенадцать лет назад, когда Шеварднадзе штурмом вернул себе власть над бывшей советской республикой, которую он возглавлял до 1985 года в качестве секретаря Коммунистической партии, Вашингтон единодушно поддержал решение Джорджа Буша старшего признать нового президента Грузии, несмотря на то, что тот сверг своего предшественника. В 1992 году Государственный департамент США и международные обозреватели признали заявление Шеварднадзе, что он набрал более 90% голосов. В январе прошлого года ни Госдеп, ни обозреватели не заметили ничего подозрительного в том, что, по официальным данным, 97% грузинского населения проголосовали за Саакашвили.
То, как американские власти стерли роман с Шеварднадзе со страниц истории, продолжая такое же поведение с его преемником, чем-то напоминает Оруэлла. В конце концов, в 1992 заместитель Госсекретаря Джеймс Бейкер (James Baker) отправился в Грузию, чтобы расхвалить усилия Шеварднадзе по демократизации и борьбе с коррупцией. Он даже выкроил время для фотосессии с известным мафиози Джабой Иоселиани.
В 1999 году Бейкер был председателем церемонии, на которой Шеварднадзе вручили премию Энрона за выдающиеся заслуги перед обществом. А в 2003 все тот же Бейкер вернулся в Грузию, чтобы раскритиковать режим Шеварднадзе за коррумпированность и мошенничество.
Подтекст легко угадывался: роман Вашингтона с Шеварднадзе закончился.
Теперь Вашингтон с таким же пылом обнимает Саакашвили. Когда слушаешь антисепаратистские тирады грузинского президента и смотришь, с каким восторгом его принимают в Америке, появляется ощущение, что катастрофа 1992 возвращается.
Возможно, Саакашвили и сместил Шеварднадзе, разбив лишь несколько голов - СМИ назвали это "бескровной революцией" - но Абхазия и Южная Осетия могут оказаться более твердыми орешками. Полицию и армию Шеварднадзе можно было купить и поставить на службу новому хозяину. А у мятежников нет явного пути интеграции в Грузию.
Пусть вас не обманывают тщательно срежиссированные фото грузинских солдат в форме, напоминающей американскую, под плакатами "США-Грузия, мы вместе". Они были сделаны в интересах Колина Пауэлла (Colin Powell) или Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld), а та сотня американских военных, что тренирует новую армию Грузии, жалуется, что каждый день на занятия приходят разные люди, что делает тренировку бессмысленной.
Возможно, нынешняя грузинская армия одета лучше, чем полувоенный сброд Шеварднадзе в 1992, но солдата делает солдатом не одежда. Пока неизвестно, окажутся ли силы Саакашвили более дисциплинированными на поле боя, чем их предшественники. Хочется надеяться, что еще не слишком поздно предотвратить их боевое крещение.
Саакашвили действительно удалось в мае восстановить контроль над Аджарией без серьезного кровопролития. Но Аджария сильно отличается от двух мятежных республик, которые президент провоцирует сейчас.
Аджарцы - грузины, для них сопротивление войскам Саакашвили означало бы гражданскую войну. У Аджарии нет армии. Однако абхазцы и осетины не испытывают симпатии к грузинам. Они говорят на разных языках. Что еще более важно, они пострадали от отрядов Шеварднадзе в начале 1990-х и знают, что многие из убежденных сторонников Саакашвили участвовали в разграблении Сухуми в августе 1992 под видом "восстановления национального единства". У Абхазии и Осетии есть войска, которые в прошлом уже сражались с грузинскими захватчиками и изгоняли их.
Стоит ли рисковать начать еще один кровавый конфликт? Если Саакашвили победит, результатом станет еще один раунд этнических чисток. На месте абхазцев и осетин, которые каждые день слушают его угрозы возмездия, вы бы поверили, что новая Грузия обойдется с вами и вашей семьей, лучше, чем это сделала дискредитированная Грузия при Шеварднадзе?
Как Ирак или Судан, Грузия и остальной Кавказ наводнены калашниковыми и ракетными установками. Кавказская пороховница вот-вот взорвется. Если это произойдет, американцам в регионе придется расплачиваться за неспособность Вашингтона обуздать агрессивные наклонности Саакашвили.
Люди здесь знают, что он учился в Колумбийском университете. Они знают, что его поддерживает Сорос, который платит зарплату многим министрам. Когда грузинам говоришь, что Институт открытого общества никак не связан с Белым домом, потому что это неправительственная организация, они лишь смеются. Так что когда в этом нестабильном регионе люди слышат, как Саакашвили угрожает топить туристические суда, перед их мысленным взором возникает надпись "Сделано в Америке".
Возможно, ни один из кандидатов предвыборной гонки в США этим летом не думает о Грузии. Вероятно, их умы заняты голосованием электората на Юге. Но если США останутся в стороне и позволят Саакашвили вторгнуться в Абхазию или Южную Осетию, враги президента станут считать его доверенным Вашингтона.
Сопротивление любой опрометчивой атаке Грузии может легко породить терроризм. Нефтепровод, проект которого Вашингтон поддерживал с тем, чтобы поставлять нефть из Грузии до Каспийского моря, может оказаться таким же уязвимым перед саботажем, как и иракские нефтепроводы. Американские граждане в Грузии могут стать мишенями, если абхазцы, осетины и их друзья решат направить свой гнев против народа, который они считают спонсором Саакашвили.
Пока внимание Америки приковано к президентским баталиям, на Кавказе назревает реальный конфликт, и вполне возможно, что США придется заплатить за повторение ошибок 12-летней давности. Разумеется, у обычных людей по обе стороны трещащего по швам перемирия мало причин для оптимизма.
Марк Алмонд
Опубликовано 10 августа 2004 года
Перевод веб-сайт ИноСМИ.Ru