Ведущая: Линда Вертхаймер (Linda Wertheimer)
Корреспондент: Мишель Келемен (Michel Kelemen)
Линда Вертхаймер, ведущая: Это программа "С учетом всех обстоятельств", новости NPR. Я - Линда Вертхаймер.
Перед администрацией Буша стоит много внешнеполитических вопросов: войны в Ираке и Афганистане, угроза терроризма, программы Ирана и Северной Кореи по разработке ядерного оружия. На прошедшей неделе американским руководителям пришлось иметь дело с еще одним назревающим кризисом - нестабильностью на территории бывшего СССР. Усилилась напряженность в отношениях между Россией и Грузией - небольшой страной на Кавказе, ныне независимым государством. Грузия хочет восстановить контроль над двумя отделившимися регионами, где Россия помогает сепаратистам. Как сообщает корреспондент NPR Мишель Келемен, администрация Буша призывала президента Грузии сохранять спокойствие и избегать конфронтации с гигантским северным соседом.
Мишель Келемен сообщает: Тридцатишестилетнего президента Грузии можно изображать на рекламном плакате в качестве иллюстрации усилий США по поощрению демократии в странах бывшего СССР. Михаил Саакашвили, получивший образование в США, у себя на родине проводит реформы. Кроме того, он пытается вернуть Абхазию и Южную Осетию - территории, отделившиеся от Грузии после межэтнических конфликтов в начале 1990х гг. Посетив на этой неделе Вашингтон, он заявил о намерении объединить Грузию мирными средствами, однако не отказался от своей угрозы обстреливать российские корабли, незаконно входящие в акваторию причерноморского региона - Абхазии.
Президент Грузии Михаил Саакашвили: Возможно, в прошлом Абхазия и являлась курортной жемчужиной бывшего СССР, но пока ей управляют ренегаты-сепаратисты, она - не место для отдыха.
Келемен: Российское министерство иностранных дел дало "ответный залп", распространив заявление, где говорилось, что российские граждане, отдыхающие в Абхазии, могут чувствовать себя спокойно и уверенно, потому что Россия гарантирует их безопасность. Политический советник российского посольства в Вашингтоне Александр Лукашевич отметил, что обеспокоен сомнительными, по его выражению, заявлениями Саакашвили.
Г-н Александр Лукашевич (посольство России в Вашингтоне): Называть людей, отдыхающих на Черном море, как это обычно делают россияне, бандитами и контрабандистами - просто чушь.
Келемен: Он недвусмысленно дал понять: России не нравится, что США играют в Грузии все более важную роль, и что Саакашвили обращается к США за помощью. Именно на таком фоне госсекретарь Колин Пауэлл (Colin Powell) встретился с президентом Саакашвили в Вашингтоне.
Госсекретарь Колин Пауэлл: У меня были хорошие беседы с президентом; я также поддерживаю тесный контакт с нашими российскими коллегами. Мы стремимся успокоить ситуацию, снять напряженность и предрасположенность к провокациям и вернуться к диалогу, как сказал президент.
Келемен: Аналитик Зино Бэрон (Zeno Baron) из Никсоновского центра в Вашингтоне, которая внимательно следит за событиями в Грузии, говорит, что в США Саакашвили ясно дали понять, чего не следует делать. По ее словам, ему сказали, чтобы он не провоцировал Россию на конфликт, и сам не поддавался на провокации, особенно сейчас, когда Вашингтон гораздо больше занимают события в Ираке.
Г-жа Зино Бэрон (аналитик из Никсоновского центра): Хотя Вашингтон горячо поддерживает демократические реформы Саакашвили и его стремление объединить страну, ему, по сути, было сказано: "Не торопитесь. Имейте терпение. Не форсируйте события, потому что, если вы будете их форсировать, успеха вам не видать".
Келемен: Администрация Буша оказалась в неловком положении: с одной стороны она хочет, чтобы все видели, как она поддерживает молодую демократию, а с другой - нуждается в поддержании тесных связей с Москвой. По словам Бэрон, США куда легче влиять на Саакашвили, чем на кремлевское руководство в Москве, хотя, как она отмечает, молодой грузинский лидер порой проявляет нетерпение.
Г-жа Бэрон: Это не обычный невозмутимый государственный деятель, принимающий продуманные решения, рассчитанные на долгую перспективу. Он зачастую ведет себя эмоционально. Но в международной политике, тем более на Кавказе - регионе, особенно чувствительном с точки зрения России - некоторые заявления самого Саакашвили и других членов его кабинета вызывают как в Вашингтоне, так и в Москве озабоченность в плане того, насколько можно быть уверенным, что грузинское руководство будет действовать спокойно и рационально.
Келемен: Есть еще одна причина, по которой США заинтересованы в стабильности в Грузии. Вашингтон уже давно поддерживает строительство трубопровода для транспортировки каспийской нефти через Грузию на европейские рынки. Выступая на этой неделе в Центре стратегических и международных исследований, Саакашвили заявил, что Грузия заключила соглашение с нефтяным гигантом "British Petroleum" на невыгодных для себя условиях, и ему приходится прилагать немало усилий, чтобы добиться более жестких гарантий с точки зрения безопасности и экологии.
Президент Саакашвили: Мы не потерпим, чтобы нас запугивали, как это пытается сделать "BP". У нас еще есть спорные вопросы, и мы не какая-нибудь банановая республика, чтобы. . . (неразборчиво). Мы - государство и обращаться с нами следует, как с нормальным государством.
Келемен: На этой неделе официальные представители США напомнили Саакашвили, что трубопровод имеет для США огромное стратегическое значение, а Грузии принесет большие экономические выгоды.
Мишель Келемен, новости NPR, Вашингтон
Опубликовано 10 августа 2004 года
Перевод веб-сайт ИноСМИ.Ru