Наконец-то сейфы Министерства финансов наполняются, однако, проблема заключается в законности и приемлемости методов достижения быстрого успеха.
Наконец-то бюджет Грузии, испытывавший нехватку средств, наполнен до краев. Однако, уже раздаются вопросы по поводу законности методов, использованных при получении доходов. Неясно также, найдено ли долговременное решение финансовых проблем страны.
После 1997 г. бюджет Грузии постоянно недосчитывал около 100-150 миллионов долларов США. В стране такая нехватка финансовых средств, что целые города, в том числе и столица, Тбилиси, периодически остаются без электричества, а больные и пожилые люди могут рассчитывать только на самую незначительную помощь. Нехватка доходов в прошлом году привело к накоплению задолженностей по пенсиям и зарплатам в государственном секторе.
Однако, в этом году правительство президента Михаила Саакашвили возвестило о победе. Показатели первых шести месяцев указывают на перевыполнение бюджета, доходы которого на 8% превысили ожидаемый уровень. В Парламенте проводятся дебаты на весьма редкую для Грузии тему: "Как израсходовать излишки?"
Львиную долю в перевыполненном бюджете составляют суммы, изъятые у высокопоставленных чиновников в правительстве экс-президента Эдуарда Шеварднадзе, свергнутого Михаилом Саакашвили в ноябре. Последний был избран президентом в январе.
За шесть месяцев была проведена целая серия арестов чиновников, обвиненных в коррупции и хищениях государственного имущества. Позже им фактически позволили купить себе свободу. Данные по выполнению бюджета за этот год указывают, что более 103 миллиона лари (более 50 миллионов долларов) были мобилизованы этим способом.
Критики утверждают, что не существует законных механизмов, позволяющих перечислять единовременно выплачиваемые подозреваемыми суммы прямо в казну. Неясно также, освобождают ли такие выплаты от уголовной ответственности.
"Попадание в бюджет средств, уплаченных подследственными, так же как и их возможное освобождение от ответственности после уплаты суммы, никак не регулируется грузинским законодательством, то есть, практически незаконно, особенно когда виновность этих людей еще не установлена судом", - говорит руководитель Ассоциации молодых юристов Грузии Тинатин Хидашели.
Зятю Шеварднадзе Гие Джохтаберидзе пришлось заплатить больше других. Он был задержан в тбилисском аэропорту, не успев вылететь за границу, и был освобожден после уплаты около 15 миллионов долларов.
На втором месте бывший директор "Грузинской железной дороги" Акакий Чхаидзе, которому пришлось заплатить 3 миллиона долларов, а на третьем - бывший руководитель Инспекции крупных налогоплательщиков Вахтанг Чахнашвили, заплативший 1.5 миллиона долларов. Бывшему президенту Федерации футбола Грузии Мерабу Жорданиа друзья и родственники собрали 370 тысяч долларов.
Золотая жила переполненной грузинской казны не иссякла этими взносами. Заплативший за освобождение из тюрьмы 140 тысяч долларов бывший депутат парламента Бондо Шаликиани обнаружил на свободе, что принадлежащие ему доли в бизнесе, включая доли в электромеханическом и транспортном заводах, мясокомбинате, телеканале "Кутаиси", санатории и около 20 бензозаправочных
станций, конфискованы.
Были также национализированы дача бывшего главы Палаты контроля Грузии Сулхана Молашвили и частное имущество бывшего главы Антитеррористического центра МГБ Левана Кенчадзе.
Бывшие доли в бизнесе Шаликиани переданы Агентству по управлению
государственным имуществом, а Министерство экономики распоряжается бывшей дачей Молашвили и другими постройками, в том числе и домами и дачами бывшего губернатора Квемо Картли Левана Мамаладзе.
Конфискация частного имущества имеет большее юридическое основание, чем денежные штрафы. Парламент Грузии, в котором правящее Национальное движение имеет подавляющее большинство мест, принял закон, позволяющий конфисковать имущество в случае, если владелец не сможет доказать получение этого имущества законным путем.
Несмотря на сомнения, высказываемые по поводу политики, проводимой
правительством Грузии, она оказалась успешной, приносящей не только
одноразовые результаты. Напуганные бизнесмены охотнее платят налоги. Например, объем средств, полученных от нефтепродуктов, табачной продукции и алкоголя за первые два квартала текущего года почти удвоился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а в отдельных случаях утроился.
Другой вопрос, как долго удастся сохранить этот импульс, так как рост
доходов не основан на реальном экономическом росте.
"Администрирование относительно ужесточилось, но рост доходов нельзя приписать росту экономических активов. В сегодняшней экономически неясной ситуации экономическая активность реально снизилась", - говорит экономический эксперт, бывший парламентарий Демур Гиорхелидзе.
"Однако, из-за того, что теневой сектор очень велик, происходит легализация его части, тем более, что сегодня действует фактор страха, и налоговые инспекции работают активнее".
"Думаю, такой темп роста доходов не сохранится, если не возрастет темп
экономической активности", - предупреждает Гиорхелидзе.
Международный Валютный Фонд дал "зеленый свет" бюджетным изменениям на вторую половину года, предусматривающим увеличенные доходы.
Поступления в бюджет должны возрасти также посредством улучшения сбора налогов и новой волны приватизации. Министр экономики Каха Бендукидзе намерен продать целый ряд объектов, начиная с "Тбилавиастроя" и заканчивая гостиницей "Интурист" в причерноморском городе Батуми.
Министр финансов Зураб Ногаидели говорит, что часть доходов пойдет на покрытие долгов, достигающих 45 миллионов долларов и включающих задолженность по пенсиям, невыплаченные зарплаты преподавателям, плату за энергоресурсы и некоторые другие области.
Ожидается, что из-за напряженности в отколовшейся Республике Южная Осетия, некоторая часть дополнительных доходов будет израсходована на службы безопасности, находящиеся ныне в процессе реформирования.
Тамар Хорбаладзе, корреспондент газеты "24 саати" ("24 часа"), Тбилиси
Опубликовано 5 августа 2004 г.