Недавно назначенный представитель Чеченской Республики при президенте России Зияд Сабсаби вчера объяснял журналистам, что пришла пора создать положительный образ его республики и ее жителей. Главным компонентом положительного образа, судя по частоте упоминания, должен стать "покойный президент Ахмат-хаджи Кадыров".
К сожалению, кроме упомянутого светлого образа в республике есть еще боевики и похитители людей. С боевиками все просто: по мнению г-на Сабсаби, их июньский рейд на Назрань доказывает их слабость, поскольку был очень скоротечен. С похищениями сложнее. Полпред объяснил, что в Чечне "еще есть структуры, которые не координируют своих действий с региональным оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией". Эти таинственные структуры похитили около 200 человек за первое полугодие 2004 года. "Позитив", видимо, заключается в том, что эта цифра меньше, чем за тот же период год назад. Но сам же г-н Сабсаби признал, что цифра - страшная. То есть для положительного имиджа не годится. "Мы не против арестов, - объяснил на всякий случай полпред. - Мы просто хотим, чтобы семья гражданина знала, кто его забрал, куда и по какой статье".
После некоторой заминки позитивный элемент удалось нащупать: оказалось, что в Чечне нет религиозной войны. "Мы с покойным президентом много ездили по Ближнему Востоку, и премьер-министр Ливии сказал нам, что он понял: в Чечне нет войны против ислама, когда бывший муфтий был назначен главой администрации", - рассказал Зияд Сабсаби.
При дальнейшем общении выяснилось, что чеченцы хотя и религиозно терпимы, но чрезвычайно требовательны. "Мы уже не испытываем нужды в продуктах питания и одежде, - сообщил полпред. - Мы просим конкретные объекты". Речь идет об объектах социальной сферы и экономики. По словам Зияда Сабсаби, чеченское руководство хочет, чтобы этим занималась не только Россия, но и арабские страны, да и весь мир тоже. Кстати, не забыл полпред и про договор о разграничении полномочий между Грозным и Москвой. Его подписание, правда, отложено на полгода - в связи с гибелью Ахамта Кадырова, но проект у чеченцев уже есть. В нем говорится об "экономической независимости Чечни и возможном создании свободной экономической зоны". "Мы хотим сами распределять и использовать нашу нефть и природные ресурсы, - пояснил Зияд Сабсаби. - Еще мы ставили вопросы о том, чтобы все налоги собирать сразу только в местный бюджет. Но в Минфине нам объяснили, что есть технические проблемы".
Что касается "технических проблем", обнаруженных прокуратурой Чечни в части расходования федеральных денег (газета "Время новостей" писала вчера о 25 уголовных делах, заведенных за последние полгода), тут полпред за имидж не беспокоится: "25 дел - это не такая уж большая цифра для республики. С нашей стороны никаких нарушений нет, ведь мы не могли быть ни заказчиками, ни подрядчиками. Обвинять нас в том, что мы где-то что-то разворовали, нечестно и несправедливо". В ответ журналисты назвали г-ну Сабсаби несколько конкретных дел, возбужденных как раз против чеченских руководителей и подрядчиков. Тогда полпред философски заметил: "Не могу сказать, что у нас все ангелы".
Опубликовано 6 августа 2004 года