Суть претензий страны к газете "Чеченское общество" ("ЧО"), зарегистрированной в январе 2003 г.: она позволяла себе больше, чем другие. Печатать статьи о внесудебных расправах над людьми, например. Последней каплей, по версии УБОП МВД Ингушетии, стал материал о замученном до смерти в Наурском РОВД Чечни жителе станицы Савельевской 23-летнем Тимуре Хамбулатове. Писать об этом нельзя, было сказано в МВД главному редактору "ЧО" Тимуру Алиеву, потому что статьи о похищенных и замученных людях дурно сказываются на умонастроениях молодежи, пять лет живущей "в зоне проведения антитеррористической операции", и, почитав "ЧО", они уходят в лес.
Естественно, что в МВД никто не оспаривал факт существования внесудебных расправ силами бандитов из федеральных спецподразделений и так называемой службы безопасности президента ЧР, - оспаривалось лишь право об этом писать правду. Точнее, даже и не оспаривалось. Просто было сказано: "Нет".
И главному редактору, и начальнику Назрановской типографии господину Костоеву. Начальник типографии, получив устное указание МВД, в печати газете отказал. И все.
Северный Кавказ - не Москва и окрестности. Тут все знают: больше печатать, собственно, и негде - цены на услуги типографий в самой Чечне таковы, что никакое "ЧО" их не осилит без помощи чеччеченского правительства ("помощь", исходя из местных реалий, следует читать так: если подбросит Рамзан Кадыров). Других путей издания газеты - хотите верьте, хотите нет - сегодня в Чечне нет. Ингушетия ни за что не возьмется финансировать чеченское СМИ - это тоже реальность. Владикавказ (Северная Осетия) с ее сильной ФСБ - также не вариант для газеты.
Крайне настораживает, что запрет вышел вскоре после того, как "ЧО" - самая динамично развивающаяся и популярная газета региона - в течение полугода проводила свой антиконкурс, названный "Премия войны". Методом опроса населения Северного Кавказа журналисты выясняли номинантов на звание главного "ястреба". И нажили себе врагов со всех сторон, так как подавляющим числом голосов читателей "Премии войны" были удостоены (по убывающей) Джохар Дудаев и Борис Ельцин (поделили первое место). На втором месте - Владимир Путин, Ахмат-Хаджи Кадыров, Шамиль Басаев и телевизионщик Михаил Леонтьев. Трудно было не согласиться с гласом народным.
Силовики не согласились. В итоге предлагаем читателям краткое содержание запрещенного номера "ЧО" - чтобы вы могли сами убедиться в "антигосударственности" этого СМИ.
Рашид ЮНУСОВ, начальник отдела Министерства финансов ЧР
Дагестан на пути реформ или дестабилизации.
"Дагестан и Чечню объединяют многовековые связи. После Ингушетии Дагестан является наиболее родственной Чечне республикой. Безусловно, события в Чечне негативно отразились на обстановке в Дагестане, но отдельные дагестанские финансовые и политические группы и прикрываемый ими криминалитет научились извлекать из данной ситуации большие выгоды. Не приходится надеяться, что они захотят изменить ситуацию в лучшую сторону в этих двух республиках.
Необычность ситуации в том, что не Чеченская Республика, а именно Дагестан с 80-х годов прошлого столетия являлся и продолжает оставаться рассадником идеологии экстремизма. Ситуацию усугубляет проводимая федеральным центром региональная политика на Северном Кавказе. Россия с ее армией, спецслужбами и т.д. стала игрушкой в руках коррумпированных властных элит региона. Особенно наглядно это проявляется в Дагестане, где не только политическая, но и бизнес-элита по полной программе использует пресловутый "чеченский фактор" для получения от федерального центра финансовых и материальных ресурсов. Не говоря уж о том, что страх получить "вторую Чечню" вынуждает федеральный центр закрывать глаза на прямые связи с криминалитетом многих высокопоставленных чиновников Дагестана.
Сегодня на пути чечено-дагестанского сближения имеется целый ряд препятствий, главными из которых являются два. Во-первых, эгоистическая политика дагестанского руководства, использующего "чеченский фактор" для построения привилегированных отношений с федеральным центром. Во-вторых, неспособность чеченского руководства осознать свои интересы в Дагестане, четко сформулировать свою "дагестанскую" политику и начать ее претворение в жизнь".
Тимур АЛИЕВ
Семеро смелых
"Пост президента Чечни - должность почетная. Но при всей почетности эта должность еще и крайне недолгая - все чеченские президенты не только не сменяются легитимным путем, но обычно умирают не своей смертью. Фактически чеченский президент ошибается, как сапер, один раз в жизни - когда решается стать главой республики. Тем не менее желающих возглавить нашу многострадальную родину по-прежнему остается достаточное количество. И хорошо, что есть республиканский ЦИК, который "не позволяет" погибнуть во цвете лет многим потенциальным смертникам. В эти выборы ЦИК не допустил смерти почти полутора десятков неудавшихся кандидатов. Осталось всего семеро".
Письмо мэру Грозного
"Уважаемый мэр! Скоро десять лет, как город Грозный лежит в руинах. Однако восстановление идет очень медленным темпом. Напротив, мы видим, как идет специальное разрушение уцелевшей части города. На наш взгляд, это преступление совершается с попустительства администрации Грозного. И с вашего немого согласия. Разбираются на кирпичи дома, которые можно было бы восстановить. По всему центру города роются с внешней стороны фасадов домов подвалы, гаражи. Может, это и есть генеральный план восстановления города? Тогда мы, грозненцы, требуем, чтобы вынесли на обсуждение этот план.
Бывшая учительница, ныне пенсионерка Магомадова Тамара, проживающая в Грозном уже 55 лет".
Фатима ГАГИЕВА
Нужна ли нам такая "забота"?
"Сейчас у нас на прилавках магазинов и киосков продается достаточно литературы по исламу, достаточно для того, чтобы запудрить мозги интересующимся религией. Литературы много, а истины, должна сказать, в ней почти нет".
Мурат НАШХОЕВ
"Они верны любимым до могилы"
"Совсем не секрет: нам навязывают дурную мораль, выдавая ее за цивилизацию ? встречи в душных кабаре и подвалах многоэтажек. Наша литература уже давно сказала о позиции нашего народа к этим искусственно созданным проблемам. Надуманным проблемам. Наши поэты и писатели очень трепетно и осторожно относились к вопросам взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Трогательно писали о любви. Грязь и благородство несовместимы, так говорит и думает поэт Талхигова Роза.
"Я сегодня с памятью одна
Посреди разрушенной дороги.
Чашу горя выпивший до дна,
Мой народ опять живет в тревоге".
Вот, собственно, и все содержание запрещенного номера. И в чем тут "антигосударственность"? Что это такое - в середине 30-х годов прошлого столетия - все знают. Но что такое "антигосударственная" времен "управляемой демократии"?
Пока ответ только один: "антигосударственная деятельность" - это правда об истинно антигосударственной деятельности чеченского чиновничества и силовиков.
ДОСЛОВНО:
Наталья ЭСТЕМИРОВА, правозащитник, автор статьи в предыдущих номерах "ЧО" об убийстве Тимура Хамбулатова:
"В Чечне идет восстановление законности и порядка - так говорят нам представители власти и призывают нас, жителей республики, принять в этом активное участие. Аминат Хамбулатова (мать убитого Тимура Хамбулатова. - А.П.) не может бороться с преступниками с оружием в руках. Она добивается расследования обстоятельств гибели своего сына. Не для того, чтобы отомстить убийцам, а чтобы защитить других парней, которые так же, как и Тимур, хотят жить и работать, праздновать свадьбы и растить детей. Я могу помочь ей только одним - словом. Свою роль в восстановлении законности и порядка в Чечне вижу именно в этом. Чтобы избавиться от того, что мешает нам жить, надо назвать зло тем именем, которое оно заслуживает, и призвать здоровые силы общества бороться против него.
Из обращения Союза журналистов России (СЖР) и Центра экстремальной журналистики СЖР к генпрокурору В.Устинову, президенту РИ М.Зязикову, руководителю Федерального агентства по печати РФ М.Сеславинскому:
"30 июля с.г. директор ГУП "Полиграфический комбинат "Ингушетия" С.Костоев отказал главному редактору газеты "Чеченское общество" Т.Алиеву в тиражировании очередного номера издания. Это сделано в нарушение типового договора, подписанного 12 января 2004 г. За два дня до отказа в тиражировании Т.Алиев был вызван в МВД по повестке: "На основании ст.11 закона "О милиции" вам необходимо явиться в УБОП при МВД РИ к старшему оперуполномоченному подполковнику Баширу Гандарову". Сотрудников УБОП интересовали источники финансирования газеты, территория распространения и, самое главное, характер публикуемых материалов. Как сообщил сотрудник УБОП, в адрес МВД Ингушетии поступило письмо из Чечни, в котором их просят остановить издание газеты.
Это уже не первый случай, когда власти Ингушетии вмешиваются в деятельность независимой газеты "Чеченское общество". В конце мая распространителям было запрещено реализовывать газету в аэропорту "Магас". 23 марта с.г. тот же ГУП "Полиграфический комбинат "Ингушетия"" отказался печатать тираж из-за того, что там был сатирический коллаж на президента РФ В.Путина. Юристы Союза журналистов России так и не смогли найти упоминание запрета на публикацию сатирических коллажей ни в одном из законодательных актов РФ.
Игорь ЯКОВЕНКО, генеральный секретарь СЖР.
Олег ПАНФИЛОВ, директор Центра экстремальной журналистики СЖР .
Опубликовано 2 августа 2004 г.