На государственных телеканалах активно корректируется терминология при освещении двух наиболее болезненных тем - ситуации в Чечне и социальной реформы. Отныне на первых двух каналах запрещены для упоминания не только отдельные сюжеты и персонажи, но и слова, вместо которых появился соответствующий сленг. Как стало известно обозревателю "НГ", в "Вестях" (канал "Россия") в настоящее время есть целый список терминов, которые должны употребляться строго предписанным способом. Нельзя теперь в эфире говорить "Чечня" - а только "Чеченская Республика", не "Кадыров", а "Ахмад-Хаджи Кадыров", не "замена льгот деньгами", а "льготные выплаты", не "шахид", а только "пояс шахида". Запрещено даже произносить "киллер", не говоря уже о "банковском кризисе". Представители телеканала подтвердили "НГ", что подобные установки действительно существуют.
Руководитель "Вестей" Андрей Быстрицкий отказался от комментариев. И вместо него для "НГ" комментарий сделала советник председателя ВГТРК Виктория Арутюнова. По ее словам, "официальное название Чеченской Республики - Чеченская Республика. Чечня - название разговорное, которое мы с вами используем в телефонной беседе, в разговорах на кухне. А телевидение - штука, знаете ли, публичная". Что же касается запрета на словосочетание "замена льгот деньгами", то, по мнению Виктории Арутюновой, "это тоже нельзя произносить по телевидению". Произносить, по ее мнению, надо только так, как официально звучит документ.
На самом же деле злополучный документ звучит так: "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федеральных законов", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Однако на втором канале его упорно именуют совершенно разговорными терминами - законом "о льготных выплатах", "базовый пакет льгот" и т.п.
Аналогичные терминологические установки наблюдаются и на другом госканале. По словам одного из менеджеров Первого канала, это делается для того, "чтобы не морочить голову людям". "Для них и так это достаточно сложная система. Чтобы они просто понимали, о чем речь, а не думали, что это что-то другое, что-то новое, во что еще надо въехать", - сказал он.
И только НТВ по-прежнему позволяет себе называть Чечню Чечней, а социальную реформу - "заменой льгот деньгами". Впрочем, на четвертом канале проходят и сюжеты, которые на первых двух уже невозможны. В отличие от НТВ Первый канал и канал "Россия" в новостных выпусках не упоминают ни странную пленку с человеком, похожим на Басаева, на складе вооружения в Назрани, ни то обстоятельство, что замглавы президентской администрации Игорь Сечин выбран в совет директоров крупнейшей нефтяной компании страны "Роснефть", ни акцию молодежного "Яблока", облившего краской мемориальную табличку Юрия Андропова на стене ФСБ. На государственных каналах совершенно другой видеоряд: Владимир Путин, совершивший исторический вояж в Крым для встречи с коллегой Кучмой; председатель избирательной комиссии Чечни Абдул-Керим Арсаханов, с гордостью рассказывающий госжурналистам о подписании кандидатами декларации о правилах предвыборной борьбы, что позволит "провести хорошую избирательную кампанию"; подготовка правительства к выплатам гражданам денег вместо льгот, которые были обещаны, но не предоставлялись.
По мнению директора Национального исследовательского центра по телевидению и радио Алексея Самохвалова, государственный новояз на российском ТВ очень похож на ситуацию на Украине: "Там рассылаются администрацией президента так называемые "темники". То есть рекомендации СМИ, как освещать ту или иную тему. В сравнении с ними мы находимся на начальной стадии, поскольку, если на Украине уже пришли к "темникам", то мы пока только еще зачищаем терминологию".
Видимо, в скором времени окончательно отойдут в информационное прошлое и такие термины, как "забастовка протеста", "голодовка шахтеров", "свобода слова" и остальные, ненужные в государственной телевизионной политике, слова. Их отнесут к разряду разговорных, коими можно делиться только в телефонных разговорах да на кухне. Лиха беда - начало.
Сергей Варшавчик.
Опубликовано 2 августа 2004 года.