Пост президента Чечни - должность почетная. Его частные гости - представители ООН, ПАСЕ и ОБСЕ. Также президента Чечни постоянно донимают вниманием журналисты со всего земного шара. Все это для лидера небольшой по мировым меркам территории - большая редкость. Но при всей своей почетности эта должность еще и крайне недолгая - все чеченские президенты не только не сменяются легитимным путем, но и обычно умирают не своей смертью. Джохар Дудаев - был взорван российской ракетой, Зелимхан Яндарбиев - также взорван, но в машине в Катаре. Аслан Масхадов до сих пор находится практически в бегах. Ахмат Кадыров - взорван на стадионе всего через полгода после начала своего президентства.
Фактически чеченский президент ошибается, как сапер, один раз в жизни - когда решается стать во главе республики. Тем не менее желающих возглавить нашу многострадальную родину по-прежнему остается достаточное количество. И хорошо, что есть республиканский ЦИК, который "не позволяет" погибнуть во цвете лет многим потенциальным "смертникам".
В эти выборы ЦИК не допустил смерти почти полутора десятков неудавшихся кандидатов - от первоначального количества заявивших о своем желании участвовать в выборах к началу предвыборной кампании осталось менее трети - всего семеро.
Это - министр внутренних дел Чечни Алу Алханов, генеральный директор федерального унитарного предприятия "Чеченнефтехимпром" Умар Абуев, предприниматель из Толстой-Юрта Магомед Айдамиров, сотрудник Госсовета Чечни Мухамед Асаков, директор представительства "Современной гуманитарной академии" Абдула Бугаев, советник президента Чечни Ваха Висаев и бывший вице-премьер чеченского правительства Мовсар Хамидов.
Буквально в самый последний момент были сняты бывший вице-премьер Ичкерии Яраги Мамадаев, юрист Адам Эдилов и бизнесмены Зура Магомадова и Малик Сайдуллаев. У первых трех избиркомом были найдены нарушения в подписных листах - количество недостоверных подписей в их поддержку превысило допустимый 20-процентный барьер.
Но если их случаи практически не привлекли внимания прессы или общественности при всей своей серьезности для самих кандидатов, то снятие одного из основных кандидатов на лидерство в Чечне вызвало немало разговоров.
Одним из аргументов в пользу снятия Сайдуллаева было признание недействительным его паспорта. В нем было указано место рождения - село Алхан-Юрт, Чечня. Однако на момент рождения Сайдуллаева село Алхан-Юрт было расположено на территории Чечено-Ингушской республики. То есть, в паспорте должно было стоять - "место рождения - ЧИАССР".
Кроме того, в избиркоме посчитали, что при проверке данных 61 физического лица, которые сделали добровольные взносы в избирательный фонд Сайдуллаева (общая сумма - 1600 тысяч рублей), в 51 документе выявлены нарушения. В них не полностью указаны сведения о физических лицах, которые внесли деньги.
Искать объяснения случившемуся смысла нет: как гласит латинская пословица "Qui proudest" (Ищи, кому выгодно). Но при этом ясно одно: налицо недоработки кадровой политики Сайдуллаева. Учитывая горький опыт его прошлогодней попытки стать президентом Чечни, когда всего через несколько дней после начала предвыборной кампании была забракована большая часть подписей в его поддержку, в этот раз Сайдуллаев должен был быть осторожным вдвойне. Особенно важным для него был подбор команды, в том числе квалифицированных юристов, для работы в предвыборном штабе.
Но, видимо, понадеявшись на денежный залог, внесенный им вместо собирания подписных листов, Сайдуллаев этого не сделал и был снят с предвыборной гонки даже раньше, чем в прошлом году.
Впрочем, существует и еще одна - почти невероятная - версия. По ней Сайдуллаев намеренно допустил эти проколы, так как не хотел участвовать в выборах. В то же время он пытался и не ударить в грязь лицом - демонстративное нежелание участвовать в них могло обернуться для него потерей народного доверия. Сейчас же получается так, что Сайдуллаев укрепил свой имидж человека, неугодного власти, - образ, наиболее любимый электоратом.
Как бы то ни было, уже в самом начале предвыборной гонки среди претендентов на лидерство в Чечне существует лишь одна известная фигура - Алу Алханов. Попытавшийся позиционировать себя представителем от силовиков Мовсар Хамидов явно не смог это сделать. Со всеми остальными еще хуже. Учитывая же то обстоятельство, что рейтинг Алханова будет по-прежнему продолжать расти, хотя бы потому, что на него работает очень много сил и ресурсов, то всем остальным кандидатам даже близко не получится подобраться к его известности. То есть, выбора у нас снова нет.
Опубликовано 28 июля 2004 года