14:15 / 29.07.2004Краснодар: победа правозащитников в краевом суде

Победа кубанских правозащитников: Краснодарский краевой суд признал незаконным распоряжение главного управления министерства юстиции по Краснодарскому краю о приостановлении деятельности региональной общественной организации "Краснодарский правозащитный центр" и постановил взыскать с государственного органа в пользу общественного объединения 1500 рублей

История с давлением властей на правозащитные объединения в Краснодарском крае имеет продолжение.

Как известно, в 2002 году Главное управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю (далее ГУ МЮ РФ по КК) приостановило деятельность Региональной общественной организации "Краснодарский правозащитный центр".

Фактическим основанием приостановления деятельности регионального общественного объединения послужил подготовленный этим объединением по результатам проведенного мониторинга и представленный в органы власти "Доклад о положении с правами человека в Краснодарском крае в 2001 году", который очень не понравился начальнику ГУ МЮ РФ по КК Виноградову А.Б. и его заместителю Нестеренко Н.Г.

Заявив, что закон "не наделил формирования граждан полномочиями оценивать деятельность государственных органов и распространять эту информацию", что содержащиеся в докладе рекомендации властям по улучшению ситуации с правами человека в регионе "выходят за пределы полномочий, предоставленных общественным объединениям", Виноградов А.Б. и Нестеренко Н.Г. использовали своё служебное положение для преследования правозащитников за имеющуюся в докладе критику их деятельности.

Кампании преследований они подвергли также ряд других правозащитных объединений в регионе: ликвидировали общественное объединение турок-месхетинцев "Ватан", ликвидировали Общественный фонд "Новые перспективы", за проведение Клубов гражданского образования была подвергнута жесткому давлению и чуть было не ликвидирована Краснодарская краевая молодежная общественная организация "Творческий союз "Южная Волна", был подвергнут репрессиям и ликвидирован Общественный Фонд "Школа Мира" в Новороссийске.

Столь странное понимание и применение законов г-ном Виноградовым и г-жой Нестеренко привело к тому, что возмущенная российская общественность организовала по этому поводу общественные слушания в Москве.

Обеспокоенность такой активной деятельностью по репрессиям общественных объединений в Краснодарском крае выразил ряд представителей зарубежных организаций.

Более 20 месяцев Региональная общественная организация "Краснодарский правозащитный центр" обжаловала распоряжение о приостановлении ее деятельности в Краснодарском краевом суде, в Верховном Суде Российской Федерации, была подана жалоба против России в Европейский Суд по правам человека.

Краснодарский краевой суд многие месяцы упорно не желал принимать жалобу к рассмотрению.

Но Верховный Суд РФ отменил его четыре незаконных определения по этому поводу.

21 июля 2004 года Краснодарский краевой суд под председательством судьи Л.В. Сибятулловой приступил к очередному рассмотрению дела.

В судебное заседание со стороны истцов прибыли активисты Краснодарского правозащитного центра Василий Ракович и Татьяна Фролова.

Представитель Краснодарского правозащитного центра Каринна Москаленко не смогла прибыть в суд по причине нахождения на стационарном лечении.

В суд также прибыли Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае Александр Козицкий и руководитель аналитического отдела его аппарата Владимир Козлов, руководитель Новороссийского городского Комитета по правам человека Вадим Карастелев, представитель Краснодарской краевой общественной организации "Гильдия журналистов и специалистов PR", а также Краснодарской краевой общественной организации "Творческий союз "Южная Волна" Яна Лобастова, представитель Краснодарского краевого отделения общероссийской общественной организации "Российское историко-просветительское правозащитное и благотворительное общество "Мемориал"" Владимир Гайдаш, представитель местного телевидения.

Представитель ответчика - Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю и заинтересованное лицо Виноградов А.Б. в суд не явились.

В суд поступили заявление ответчика о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные объяснения на иск. В этих объяснениях заместитель начальника ГУ МЮ РФ по КК Нестеренко Н.Г. продолжала настаивать на обоснованности приостановления деятельности Краснодарского правозащитного центра и просила суд отказать истцам в удовлетворении жалобы.

В начале судебного заседания руководитель Новороссийского городского Комитета по правам человека Вадим Карастелев сделал заявление о вступлении в дело в качестве третьего лица, поскольку судебное постановление по делу может повлиять на его права по отношению к ответчику. Судья Л.В. Сибятуллова оставила это заявление без удовлетворения.

Все истцы заявили обоснованный отвод судье Л.В. Сибятулловой и другим судьям Краснодарского краевого суда. Суд вынес определение об оставлении отвода без удовлетворения.

Истцы заявили ходатайство об отложении дела в связи с болезнью представителя Краснодарского правозащитного центра Каринны Москаленко до ее выздоровления. Судья Л.В. Сибятуллова вынесла определение об оставлении ходатайства без удовлетворения.

Для рассмотрения дела по существу Краснодарскому краевому суду хватило 2-х часов.

В своем решении суд постановил: признать распоряжение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю от 24 сентября 2002 года о приостановлении деятельности Региональной общественной организации "Краснодарский правозащитный центр" незаконным и взыскать с ГУ МЮ РФ по КК в пользу Краснодарского правозащитного центра судебные расходы в сумме 1500 рублей, требование Краснодарского правозащитного центра о взыскании с ответчика судебных расходов в остальной части оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

P.S. Мнение Василия Раковича: Истцы полностью удовлетворены решением суда в части удовлетворения жалобы и в этой части обжаловать его не намерены.

Что касается размера взыскиваемых с ответчика понесенных Краснодарским правозащитным центром судебных расходов, то он чрезмерно занижен. Поэтому в этой части не исключается подача нами кассационной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.

Для меня решение Краснодарского краевого суда в части удовлетворения жалобы явилось неожиданным. Я, конечно, знал, что в итоге суд удовлетворит нашу жалобу и признает явно незаконное распоряжение ГУ МЮ РФ по КК о приостановлении деятельности Краснодарского правозащитного центра незаконным.

Но, зная судебную систему Краснодарского края много лет, я полагал, что вынесение такого решения реально возможно лишь в Верховном Суде Российской Федерации или же следует уповать на защиту наших законных прав в Европейском Суде по правам человека.

Но решение органа Минюста признал незаконным Краснодарский краевой суд. Без сомнения, это делает ему честь и содействует укреплению его авторитета.

Хотелось бы верить, что в судебной системе Краснодарского края намечаются какие-то реформы и там хоть кто-то начинает нормально понимать роль суда в формировании ПРАВОВОГО ОБЩЕСТВА. Но, как говорится, "одна снежинка - еще не снег".

Несомненно, что победа Региональной общественной организации "Краснодарский правозащитный центр" в суде - результат совместных действий всего гражданского общества. Эта победа стала возможной лишь благодаря поддержке, оказанной нам Международной некоммерческой ассоциацией "Дорога Свободы" и лично Кириллом Ермишиным, Швейцарской Программой содействия укреплению гражданского общества и поощрению прав человека в Российской Федерации, лично Доротеей Кольде и Вячеславом Бахминым, Центром развития демократии и прав человека и лично Юрием Джибладзе, Центром содействия международной защите и лично Каринной Москаленко, Российским исследовательским Центром по правам человека и лично Натальей Таубиной, Общероссийским общественным движением "За права человека" и лично Львом Пономаревым, Межрегиональной группой "Правозащитная сеть" и лично Сергеем Смирновым, Андреем Блинушовым, Юлией Середой, Краснодарской краевой общественной организацией "Творческий союз "Южная Волна" и лично Евгением Грековым и Яной Лобастовой, Новороссийским городским Комитетом по правам человека, лично Вадимом Карастелевым и Тамарой Карастелевой, Уполномоченным по правам человека в Краснодарском крае Александром Козицким и сотрудниками его аппарата, российскими правозащитниками Эрнстом Черным, Валентином Гефтером и многими, многими другими, а также журналистами, обратившими внимание на преследование общественных объединений в Краснодарском крае.

Наша победа в суде стала возможной также вследствие встреч Председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой с Министром юстиции Российской Федерации по поводу давления властей на общественные объединения в Краснодарском крае, а также доведения ею в качестве члена Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации соответствующей информации Президенту РФ.

Определенное влияние на ход разрешения нашего дела оказало то обстоятельство, что Верховный Суд Российской Федерации в данном случае выступал неизменным гарантом правосудия: удовлетворил 4 жалобы истцов и отменил 4 предшествовавших определения Краснодарского краевого суда по этому делу.

Определенное влияние на ход разрешения дела могло оказать то обстоятельство, что вынесший распоряжение о приостановлении деятельности Краснодарского правозащитного центра начальник ГУ МЮ РФ по КК Виноградов А.Б. к моменту разрешения дела по существу был освобожден от занимаемой должности...

Василий Ракович

Опубликовано 28 июля 2004 года

Автор: