Правительство Грузии вновь подняло вопрос о возвращении беженцев на территорию Абхазии. На четырехсторонней встрече в Сочи, созванной вчера на основе Женевского постановления, должна была решиться судьба беженцев. Грузинская сторона согласится на возвращение беженцев в Гальский район только при наличии полных гарантий безопасности. Но урегулированию вопроса о возвращении беженцев на территорию Абхазии прежде всего препятствует отсутствие механизма их учета.
На сочинской встрече обсуждалась возможность возвращения грузинских беженцев в Гальский район. На встрече присутствовали представители Грузии, России, абхазских де-факто властей и ООН. Грузинскую сторону представляли государственный министр по вопросам конфликтов и министр по делам беженцев Этери Астемирова. Встреча была созвана на основе договоренности, достигнутой в Женеве.
Несколько лет назад по рекомендации ООН в Женеве было принято постановление, представляющее собой долгосрочный план возвращения беженцев на территорию Абхазии. Главный пункт постановления был посвящен проблеме учета беженцев - надо было подсчитать, сколько семей беженцев из Гальского района нуждаются в восстановлении жилищ: наряду с гарантиями безопасности возвращение подразумевало создание условий для полноценной жизни. Финансовые затраты по восстановлению брали на себя страны-доноры. Это дело годами не двигалось с мертвой точки по той причине, что грузинская сторона не могла справиться с проблемой учета беженцев.
И вот недавно вновь возник вопрос о возвращении беженцев - по чьей инициативе, пока неясно. Российская сторона старается зафиксировать, что очень заинтересована этим вопросом и не жалеет сил для его урегулирования.
"На самом деле Сочи, расположенный совсем близко от абхазской границы, действительно должен быть заинтересован в урегулировании этого вопроса. Этот город считается одним из самых замечательных курортов России. В то же время криминогенно-сепаратистская ситуация в Абхазии сильно влияет на обстановку. Поэтому урегулирование ситуации и наведение порядка на этой территории должно входить в интересы сочинцев и всей России", - заявляет член парламента Елена Тевдорадзе.
"Новые правые" относятся к означенному процессу скептически - они сомневаются в возможности реального решения вопроса о возвращении беженцев. "Сомневаюсь, что мы имеем дело с чем-то реальным... В свое время попытка возвращения беженцев закончилось их повторным выдворением и страшными процессами... Наверное, эти встречи устраиваются просто для того, чтобы не возникало чувство определенной замороженности - ведь никаких предпосылок для того, чтобы лед абхазской проблемы тронулся, не видно", - заявляет одна из "новых правых", Пикрия Чихрадзе. По ее словам, приближаются выборы, и вопрос о возвращении беженцев целиком зависит от того, кто сейчас придет к власти в Абхазии.
Как заявляют правые, российские власти сделали все для того, чтобы формат Женевского постановления был заменен сочинским форматом и дела шли на уровне непосредственных переговоров с Россией. Это значит, что принятое в Сочи соглашение должно отвечать интересам Российской Федерации.
По словам государственного министра, процесс возвращения беженцев начнется только в том случае, если в Гали будут существовать максимальные гарантии безопасности. Большинство политиков считает этот вопрос неразрешимым, ибо пока на Гальский район не распространяется юрисдикция Грузии, гарантии безопасности не будет. Елена Тевдорадзе считает, что урегулировать эту проблему можно только в том случае, если ситуацию в регионе будут контролировать Смешанные миротворческие силы, а не российские "голубые каски".
Не возлагает особых надежд на итоги встречи и председатель парламента Нино Бурджанадзе: "Я не питаю особых надежд на то, что эта встреча будет результативной, но абхазы и осетины должны увидеть, что новые власти сделают все для восстановления территориальной целостности Грузии".
Гальский район исторически считается одним из самых сильных и стратегически важных на всей территории Абхазии. К тому же Россия хорошо знает, что возвращение в Гальский район фактически означает возвращение Абхазии. Политики говорят, что Россия воздержится от того, чтобы громко говорить об этих интересах и мешать урегулированию проблемы, но попытается максимально защитить собственные интересы в этом регионе и будет серьезно над этим работать.
Что касается сочинской встречи, то на ней было решено продолжать работу над проектом УВКБ, определяющим механизмы сбора сведений о вернувшихся в Гали беженцах. Стороны договорились об усовершенствовании и практическом осуществлении этого проекта ООН.
Представители грузинской делегации высказали соображение, что проект УВКБ, в принципе, представляется приемлемым, но некоторые его положения требуют уточнения и доработки.
Грузинская сторона выражает готовность вместе с представителями ООН принять участие в установлении численности беженцев, вернувшихся в Гали.
Со своей стороны, абхазская сторона обвинила грузин в политизации вопроса о возвращении беженцев. По ее мнению, грузинская сторона намеренно уклоняется от уточнения количества беженцев, вернувшихся в Гали.
Майя Квиралашвили
Опубликовано 21 июля 2004 года