Интерес к этой личности со стороны общественности заметно вырос в последнее время и это, безусловно, связано с предстоящими в октябре нынешнего года президентскими выборами. Долгое после отставки со всех должностей время он хранил молчание, и только недавно в местной прессе появилось его интервью. Сколько бы ни рассказал этот человек, к нему, наверняка, всегда будут вопросы, потому что он - Анри Михайлович Джергения, экс-премьер-министр Абхазии, бывший генеральный прокурор республики, длительное время являвшийся личным представителем президента РА по вопросам грузино-абхазского урегулирования. Все эти должности он занимал в достаточно сложное для страны время. Сегодня A.М. Джергения ответил на вопросы корреспондента "ДА" Георгия Ашхаруа.
- Не могли бы Вы рассказать, каким образом, будучи генеральным прокурором РА, спецпредставителем президента по грузино-абхазскому урегулированию, т.е. человеком, который фактически никогда не работал в исполнительной структуре власти, стали достаточно неожиданно для многих премьер-министром республики?
- Всё очень просто. Конец 80-х - начало 90-х г.г. Начало распада СССР и попытки Грузии утащить с собой Абхазию. Я, как и подавляющее большинство абхазов, понимал: продолжение государственных отношений с Грузией - это конец абхазской государственности и конец абхазского народа как самостоятельного этноса. В тот период я был рядом с В. Ардзинбой. Наши взгляды по этим проблемам полностью совпадали. Мы понимали, что без политического и правового размежевания с Грузией Абхазии не сохраниться. В меру своих сил я с того времени начал совместно с ним заниматься политикой.
- Известно, что в Вашу бытность премьер-министром Абхазии в республику извне поступили финансовые средства. Скажите, пожалуйста, на какой основе они поступали и сколько их было? Каков механизм их возврата?
- Эти финансовые средства предоставлялись теми людьми, которые искренне хотели нам помочь. Предоставлялись они на благотворительной основе, поэтому никаких долгов Абхазия по этим средствам не имеет.
- Как определялась приоритетность отраслей народного хозяйства, куда они направлялись?
- Все деньги поступали в Национальный банк и в основном направлялись в сельское хозяйство и на выплаты заработной платы бюджетникам. Это обусловило значительное увеличение производства табака, чая, картофеля. Крестьянам были выплачены деньги за ранее сданную государству сельхозпродукцию. Все это стимулировало крестьян более активно заниматься сельским производством. Насколько известно, в настоящее время работа по стимулированию сельского производства заметно снижена.
- Как известно, Вы в течение длительного времени были личным представителем председателя Верховного Совета, а затем президента РА. Чем конкретно Вы занимались в этом качестве?
- Как я говорил выше, в течение длительного времени нас с В. Ардзинбой связывали родственные и дружеские отношения. В конце 80-х годов он, будучи избранным депутатом Верховного Совета Абхазии и СССР, стал публичным политиком, и ему понадобился юрист, разделяющий его политические взгляды. Я оказался рядом. Когда же он стал руководителем Абхазии, я стал его личным представителем. Политическая ситуация в Абхазии и вокруг неё в тот период была очень сложной и явно не в её пользу. Возникло много сложных проблем во взаимоотношениях с Грузией, с руководством СССР, а после его распада - с руководством России. По поручению В. Ардзинбы я занимался этими проблемами. Пришлось решать много таких вопросов. Моя деятельность в этой области носила конфиденциальный характер и не афишировалась. Коротко приведу несколько примеров.
Конец 80-х годов. Истёк срок полномочий Верховного Совета Абхазии. Если проводить выборы по действовавшим законам, то грузинская часть могла получить 80% депутатских мест. Необходимо принять новый закон о выборах, который дал бы стабильное большинство абхазской части депутатского корпуса. Было много всяких предложений. Мною был предложен квотный вариант: 28-абхазов, 26-грузин и 11 лиц других национальностей. Главной сложностью было убедить грузинскую сторону, что их интересы не ущемляются. Мы смогли это сделать. Сформированный на основании этого закона парламент сумел принять решение, заложившее основу правового размежевания Абхазии и Грузии, которое играет существенную роль и сегодня. Впоследствии Грузия назвала этот закон "апартеидом грузинского населения".
Декабрь 92 года. Грузинское лобби в Москве стало подталкивать руководство России к выводу группировки российских ВДВ из Бамборы. Был готов проект приказа об их выводе. Что это значило, участники войны хорошо знают. Кроме всего прочего, их нахождение - это стабильность в северо-западной Абхазии. Несмотря на активную деятельность грузинских лоббистов, им не удалось убедить руководство России делать это.
Июль 1993 г. Из-за нехватки боеприпасов и, в особенности, артиллерийских снарядов, наступление на Сухум было приостановлено. В. Ардзинба поручает мне вылететь в Москву и убедить представителей руководства России в том, что мы готовы прекратить боевые действия с Грузией и идти на мирные переговоры. Тогда это сделать было очень трудно. МИД Андрея Козырева был откровенно антиабхазским и относился с недоверием. Надо было убедить и в первую очередь Козырева, что предложение о перемирии - не манёвр, а переход к несиловому решению абхазо-грузинского конфликта. Это дало нам возможность подготовиться к дальнейшим боевым действиям. Во время войны нам приходилось доставать вооружение, боеприпасы на всём пространстве бывшего СССР. Были случаи, когда наших посланников привлекали к уголовной ответственности и даже арестовывали. Много труда пришлось приложить в оказание им помощи. Одного из них, жителя Ткуарчала, удалось, что называется, вытащить из "Лефортово"!
Март-апрель 1994 г. Подготовлено и подписано Соглашение "О мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта". Оно было подписано на самом высоком уровне в присутствии тогдашнего Генерального секретаря ООН Бутроса Гали. Этим документом закреплены отсутствие государственно-правовых отношений с Грузией и возможность установления отношений с ней на равноправных условиях. Суть этого документа не была понята грузинской стороной. И только спустя несколько лет парламент Грузии пришёл к выводу, что он противоречит конституции Грузии.
Февраль- март 1998 г. Б.Н. Ельцин должен ехать в Тбилиси на подписание рамочного договора с Грузией, которым признаётся её территориальная целостность. В. Ардзинба посылает группу наших представителей, в том числе и меня, в Москву, чтобы как-то воспрепятствовать этому. Отложить подписание этого договора уже было невозможно, но благодаря принятым нами мерам утром перед вылетом в Тбилиси Ельцин сделал заявление о том, что договор не будет ратифицирован до урегулирования грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Так и случилось: договор не был ратифицирован и устарел. Можно считать, что этот договор фактически не был подписан. Было ещё много другого, но об этом пока не время говорить. В настоящее время ведётся работа над проектом нового договора.
- Какие политические партии или движения Вы поддерживали и поддерживаете в настоящее время, т.е. каковы Ваши политические симпатии, если они есть?
- Насколько я понимаю, для большинства партий и движений главным является получить власть. С одной стороны, ничего противоестественного в этом нет. Для этого они и создаются, однако, читая их программы и слушая их представителей, я не вижу конкретики. Все эти заявления носят компилятивный характер. Они содержат пересказ модных в настоящее время фраз, публикуемых в СМИ. Мы создали Абхазское государство, заявили о своей независимости. Спора нет: для объявления независимости ничьего разрешения и подтверждения не нужно. Но для того, чтобы утвердиться в мировом сообществе, необходимо получение признания. В какой-то программе я читал заявление о том, с кем нам надо строить в первую очередь отношения, а с кем - не надо. Но возникает вопрос: а хотят ли они это делать и что надо делать, чтобы они захотели. Иными словами говоря, что собираются делать те или иные партии в этом направлении.
Проблемы экономики. Представители всех партий говорят, что как только они придут к власти, на Абхазию посыплется "золотой дождь" в форме инвестиций. Бесспорно, к Абхазии проявляется определённый интерес извне. Думаю, что этот интерес со стороны иностранных инвесторов не носит благотворительный характер. Главное в другом: каким образом будут учтены интересы народов Абхазии, что необходимо сделать с оставшимися от советского периода производственными мощностями, каким образом их реформировать, если невозможно использовать как раньше?
Необходимо создать модель комплексного развития экономики Абхазии с учётом возможного привлечения иностранного капитала. Не определены конкретные пути развития сельского хозяйства и вообще пути сохранения абхазского села. Проблема села для Абхазии не только экономическая, но и национально-политическая. На всех этапах истории Абхазии село было источником создания, развития и сохранения национального языка, психологии, культуры и быта. Не сохранив этого, все наши жертвы для создания истинно национального государства станут бессмысленными. В советский период в сёлах худо-бедно были учреждения здравоохранения, просвещения, быта и т.д. В настоящее время большая их часть не функционирует. Что надо сделать для их восстановления?
Каким путём должно пойти развитие сельхозпроизводства? Можем ли мы, сохранив производство традиционно производимых культур - чая, табака, винограда и т.д. - создавать конкурентно способную продукцию или сельхозпроизводство необходимо перепрофилировать? Проблем много. Всего не скажешь в одном интервью. И о своих симпатиях либо антипатиях к той или иной партии и движению я могу сказать, получив ответы на эти вопросы.
- На прошлой неделе парламент определил дату выборов президента РА. Вы сделали лично для себя выбор? Каков он?
- В течение длительного времени муссируется вопрос о моём возможном участии в предстоящих выборах в качестве кандидата в президенты. Пишут, в основном, обо мне, хотя круг предполагаемых претендентов известен. Причём, обязательно указывается, что мои шансы на победу невелики. Ничьи шансы больше не оцениваются. Создаётся впечатление, что и меня, и моих друзей хотят заставить отказаться от моего выдвижения. Я же это расцениваю как опасение моих оппонентов в нашей победе. К 3 августа я публично объявлю о своём решении.
Георгий АшхаруаОпубликовано 21-27 июля 2004 года