18:42 / 22.07.2004Порядок начинается с семьи

Беседа с членом Координационного совета общественно-политических движений "Амцахара" и "Единая Абхазия", председателем "Черноморэнерго" Сергеем Васильевичем Багапшем была в немалой степени обусловлена тем, что с 1997 по 2000 год он работал Председателем Совета министров РА (ныне Кабинет министров). Было интересно узнать, что экс-премьер думает о сегодняшней ситуации в Абхазии и как оценивает перспективы развития республики.

- Сергей Васильевич, как вы оцениваете сегодняшнюю общественно-политическую ситуацию в республике?

- Ситуация трудная. В обществе идет брожение. Это не в последнюю очередь связано с тем, что республика, фактически, осталась без своего руководителя. Последние три года все государственные дела решают или вице-президент или премьер-министры. Если бы президент оставался у власти, то, конечно же, ситуация была бы иной. Я не хочу углубляться и говорить о болезни или других причинах, но факт остается фактом - президент не принимает того участия в управлении, которое должен был бы принимать. Ситуация обостряется еще и приближающимися выборами. Неизвестно, как они пройдут, а неизвестность, как вы знаете, действует подавляюще. Наконец, прибавьте то, что общество оказалось расколотым. По политическим пристрастиям, по родовым интересам, по экономическим интересам. Даже представители нашей диаспоры в России оказались невостребованными, отрезанными от политической жизни республики.

- В сложившейся ситуации как Вы определите цели вашего движения "Единая Абхазия"?

- Наша основная цель - объединить все то, что оказалось разрозненным, в нашем государстве. Это и люди, и политические движения. Наши намерения открыты, они продекларированы в печати, в нашей программе. "Единая Абхазия" будет проводить широкую дискуссию со всеми общественно-политическими организациями. Мы подготовили документы с программой социального, политического и экономического развития. Эти документы мы отправили на экспертизу, чтобы они не остались просто декларацией о благих намерениях. При этом наше движение не представляет себя в роли головного органа. Неправильно, если к власти придет одна команда и будет управлять, как ей угодно. Руководство республики должно быть открытым, доступным и понятным для народа. Мы предпринимаем шаги к созданию широкой коалиции общественно-политических движений. Мы хотим привлечь все лучшие силы к государственному строительству, Наверное, это неправильно, когда в таком небольшом государстве, как Абхазия, число таких организаций в скором времени достигнет сотни. Эта коалиция создается отнюдь не ради сегодняшнего дня и даже не ради предстоящих выборов президента. Нам предстоит жить дальше. Жить нормально, как во всех цивилизованных странах. А это значит - ходить на выборы, выбирать себе руководителей.

- Первые, кто принял участие в создании коалиции - это, конечно, "Амцахара". Были у вас какие-то сомнения перед созданием союза?

- Знаете, любое соглашение может таить в себе разные последствия. Это непросто - объединить две мощные организации, у которых есть амбиции, свое видение проблем, свое представление о будущем Абхазии. Может показаться странным это объединение "Амцахары" - движения более правого толка и "Единой Абхазии", которая, на наш взгляд, отстоит чуть левее от центра. Но мы своим союзом как раз таки и намерены привести эту систему к центру. И как оказалось, то, что заложено в программных документах "Амцахары", созвучно с тем, что заложено у нас. Я думаю, что по поводу "Амцахары" не существует сомнений - что это за организация, почему она существует. Я не люблю пафосных слов, поскольку все Родине отдает каждый нормальный человек в сложное время. Кто-то воюет, кто-то пашет, кто-то лечит, кто-то просто кормит солдат... Но на сегодня "Амцахара" - это одно из самых мощных движений и сил Абхазии. В этом движении достаточно умных и здравых людей, с которыми мы уже не один год идем вместе по этой жизни. Поэтому, на мой взгляд, мы сможем вместе идти по правильному руслу. Т.е. не скатываясь ни вправо, ни влево.

- Симпатии между двумя организациями существовали уже давно. Но, по-моему, объединяющим фактором послужило трагическое событие - убийство Гарри Айбы.

- Это убийство ускорило наше объединение, потому что это - непорядок, и, наверное, очень многое не срабатывает в государстве, если начинается отстрел лучших умов и лучших ребят. Я сторонник того, чтобы говорить о том, что и как произошло, и кто виноват, после судебного решения. Но почему-то погибают те, кто числится в "Амцахаре" или стоит около нее. Это неправильно. Тем более в отношении Гарри Айбы. Это был один из самых подготовленных политиков, который мог сыграть значимую роль в будущем. Он прошел хорошую школу: его заметил Нодар Хашба и пригласил работать к себе в администрацию города. Когда Гарри сам возглавил город, я работал премьер-министром. У нас было много совместных поездок, совместных дел, и к 2000 году это был уже сформировавшийся руководитель. Поэтому его убийство - значительная утрата для нашей республики. Кому и почему это было нужно - наверное, ответят власти в лице МВД и прокуратуры...

- Что реально принесло объединение с "Амцахарой"?

- Мы создали Координационный совет, на котором решаем те проблемы, которые решались нами по отдельности. Хотя эти решения вовсе не освобождают наши ОПД от необходимости иметь свое мнение. И решения Координационного совета - это не закон. К тому же объединение наших движений дает будущему кандидату возможность рассчитывать на поддержку широкого блока.

- Кстати, члены "Амцахары" еще не говорили, кого они хотели бы видеть в качестве президента?

- Нет, они еще не обозначили эту фигуру.

- А ваше движение?

- Мы об этом уже не раз говорили: до официального начала предвыборной кампании мы не будем оглашать имя своего кандидата. Это будет неправильно. Есть установленные сроки, есть закон, и его следует исполнять. Хотя нам было бы легче, если мы объявим свою кандидатуру. Народ уже устал ждать: какого зайчика факир покажет из рукава.

- "Единая Абхазия" более, нежели кандидата, пропагандирует свою программу. Но опыт выборов призывает, что люди чаще голосуют не за программу, а за харизму того или иного кандидата. Не опасаетесь ли вы, что ваш кандидат, обладая способностью реализовать разработанную программу, проиграет в харизме своим оппонентам?

- Мы будем, наверное, просто просматривать кандидатуры...

- Этакий политический кастинг?

- Если угодно. Но я полагаю, что наш, политический опыт позволит нам определиться с личностью, которая имела бы политический вес в нашем государстве, обладала бы опытом работы и чью работу знали бы люди... Это нас не пугает. Равно как не пугает и сама предвыборная гонка. Надо просто понять, что это - состязание. Кто бы ни победил, левый, правый, центрист или независимый кандидат - мы должны уважать право большинства и согласиться. Остальные кандидаты должны будут отбросить свои амбиции. Если же каждый будет считать, что лучше него никого в Абхазии нет, то никакого государственного строительства не получится.

- Вы перечислили то, что вас не пугает, а что пугает вас?

-В предвыборной кампании самое страшное, что может случиться и чего мы не должны допустить, чтобы люди не разбежались по своим углам, а группы населения не столкнулись между собой. А такая опасность существует - за каждым кандидатам стоят политические движения, районы, родовые интересы. Поэтому ни в коем случае нельзя скатываться к "бытовухе", к откровенной грязи, "черным технологиям". Очень важно понять, что если мы один раз уйдем от этого, то и впоследствии все выборы будут проходить чисто. И еще: все должны помнить, что за нами наблюдают пристальнее, чем за другими государствами. У нас сложные отношения с Грузией, много неустроенных дел внутри.

- Сергей Шамба на одной из встреч с общественностью заявил, что из Абхазии исходила инициатива пригласить международных наблюдателей из сектора неправительственных организаций. Что было после этого?

- Действительно, такая инициатива была. Но нынешние властные структуры ответили, что не могут гарантировать безопасность этих наблюдателей на территории. Абхазии. На простом, обиходном языке это звучит так: "Ребята, вы им тут вовсе не нужны, мы обойдемся и без вас". Это неправильный подход! Чем больше будет авторитетных наблюдателей, чем больше авторитетных свидетелей, что выборы прошли без нарушений, тем проще будет потом работать выбранному президенту и его команде, тем быстрее уляжется в обществе предвыборная лихорадка. Если же в достоверности выборов возникнут сомнения внутри нашего общества, то это породит всевозможные спекуляции, эксцессы, столкновения. В итоге существует опасность прийти к хаосу. А при хаосе сами понимаете, что может произойти.

- Будет ли "Единая Абхазия" тратить столько же времени и энергии на выборы депутатов парламента?

- А как же! Я с самого начала заявил, что мы преследуем не сиюминутные цели. Выборы депутатов парламента, выборы в органы местного самоуправления - все это будет привлекать наше внимание. Мы будем участвовать везде.

- Экс-министр иностранных дел Сергей Шамба заявил, что если правительство не последует предложению "Единой Абхазии" и "Амцахары" подать в отставку, то народу будет раскрыта недееспособность этого правительства. Не настала ли пора обнародовать те факты, которые дискредитируют нынешний Кабинет министров?

- Если такие факты существуют, то ими обладает сам Сергей Миронович, он работал в нынешнем составе правительства. Что касается нашей позиции относительно министерства внутренних дел и прокуратуры, то мы уже высказали ее на встрече с этими структурами 10 июня.

- В бытность вашу премьер-министром экспорт начал превышать импорт, в чем секрет успеха?

- Я и мой Кабинет министров придерживались иного стиля руководства. Мы делали упор на развитие промышленности. Это был единственный период, когда основной макроэкономический показатель - соотношение экспорт-импорт - увеличился в сторону экспорта. Тогда нам удалось довести сбор чайного листа до 5566 тонн, а табака - до 700 тонн. Я не хочу принижать роль нынешнего правительства, но согласитесь, период с 1997 по 2000 годы был не самым благоприятным. При нынешних условиях, когда открыта граница с Россией, когда фактически отсутствует экономическая блокада со странами СНГ, развитие могло идти быстрее во много раз... Новому руководству следует понять, что нужно чаще выезжать в районы, говорить с крестьянами. При этом - нельзя лгать. Если солжешь крестьянину один раз, то потом его никогда и ни в чем не переубедишь. Если коротко, то нельзя лениться и следует знать свое дело.

- Есть ли в окружении президента личности, которые осуществляют давление на правительство? И насколько контролирует ситуацию президент?

- Говорить о том, что президент ничего не знает - было бы наивно. В то же время никто из членов правительства не скажет, что на него оказывается давление. Работая в Кабинете министров, человек обладает достаточным количеством рычагов, чтобы решать проблемы. С другой стороны, ни одно правительство не работает идеально. Но для того оно и создано, чтобы оперативно решать проблемы внешней и внутренней политики. Другое дело, что правительство часто исполняет роль команды мальчиков для битья. Как только премьер-министр становится неугодным, правительство отправляют в отставку. При этом все министры остаются на местах. Поэтому за десять лет сменилось 9 правительств. Хотя, по существу, ничего не менялось...

- В свое время я работал в Карачаево-Черкесии, как раз тогда там на выборы шел Станислав Дерев. Он выдвинул лозунг: "Порядок на фирме - порядок в городе". А как обстоят дела на вашем предприятии?

- "Черноморэнерго" - одно из немногих госпредприятий, которые работают на прибыль. Я могу ответственно заявить, что населению мы не создаем проблем с электроснабжением. Оперативно проводим плановые и срочные ремонтные работы. Если сравнивать состояние электроэнергетики хотя бы в соседней Грузии, то мы опережаем их почти по всем параметрам - при том, что у нас один киловатт стоит для населения 8 копеек, в России - 90, а в Грузии - 1 рубль 95 копеек. Наконец, чем я действительно горжусь, это тем, что удалось сохранить рабочий коллектив. Это коллектив специалистов и преданных людей. Многим из них предлагают перейти на работу в коммерческие структуры, но они продолжают работать в своей организации, поддерживая профессиональную честь. А что касается лозунга Станислава Дерева, то я бы сказал, что начинать надо не с фирмы, а со своей семьи. Мы все любим говорить о преступности, но если каждый из нас будет нормально вести себя в собственной семье, привяжет к себе своего больного, то тогда будет порядок и на фирме, и в городе, и в государстве.

Беслан Кмузов

Опубликовано июль 2004 года

Автор: