Смерть Ахмада Кадырова в результате теракта 9 мая расстроила все планы Москвы относительно Чечни.
Из политических сценариев, которые Кремль примеряет сегодня на сложившуюся в республике ситуацию, два являются главными. Первый строится на предположении, что новый президент, выборы которого назначены на 29 августа, окажется достойной заменой Ахмаду Кадырову, то есть сможет продолжить дела, начатые погибшим президентом.
В последнее время Кадыров добился значительных успехов в борьбе с повстанцами, не гнушаясь применения против них силы, равно как угроз и грубых уговоров, уступив которым, уже сложили оружие некоторые лидеры Сопротивления, в том числе бывший министр обороны мятежного президента Аслана Масхадова Магомед Хамбиев.
Благодаря его же чаяниям российские военные стали терять свою власть в Чечне. Задачей, которую ставил перед собой Кадыров, было создать в республике автономные политические структуры и передать функции борьбы с повстанцами своим собственным вооруженным формированиям во главе с сыном Рамзаном.
Был ликвидирован ряд блокпостов, сократилось присутствие на территории республики федеральных войск. В Кремле уже обсуждались планы вывода из Чечни военных подразделений.
Все это являлось частью так называемой стратегии "чеченизации". Ярым противником этой стратегии выступала армия, отказывавшаяся согласиться с тем, что политическая и экономическая власть в Чечне должна быть передана человеку, который в войне 1994-96 гг. прежде, чем перейти на сторону федеральных сил, боролся против них в рядах повстанцев.
Если лидеру - избраннику Москвы эти задачи окажутся по силам, можно будет надеяться на продолжение "чеченизации".
Но что, если он не оправдает надежд? Велика вероятность, что человек, на которого поставит Кремль (возможно, им станет министр иностранных дел Алу Алханов, см. предыдущую статью), не сможет продолжать курс Кадырова.
В этом случае Чечня спустя какое-то время может превратиться из президентской в парламентскую республику.
Законодательное собрание станет местом, где будут выплескиваться митинговые страсти. В этом не будет ничего странного: в конце концов, многие молодые парламенты начинали со склок и драк.
Представители тейпов и общин в законодательном органе займутся выяснением отношений, изредка прерываясь на решение насущных хозяйственных и политических проблем.
Главную задачу контроля над республикой возьмут на себя силовые структуры, подчиненные человеку, которому лично доверяет Владимир Путин, и с которым он будет общаться напрямую, как он это делал с Ахмадом Кадыровым.
В Кремле уже дали понять, что ключевой фигурой остается Рамзан Кадыров - грозный командир, в подчинении которого находятся несколько тысяч вооруженных людей. В первые же часы после убийства Ахмада Кадырова Кадыров-младший был назначен первым вице-премьером чеченского правительства.
Тут же Путин потребовал от руководства российского министерства внутренних дел переписать штатное расписание чеченского министерства, увеличив его на 1125 человек. Указание президента было выполнено - в считанные часы у Чечни появилось собственное министерство внутренних дел, создание которого оттягивалось уже два года.
В штат чеченского министерства были включены многие боевики, ранее входившие в службу безопасности президента Чечни под командованием Рамзана Кадырова, с которым отныне Путин будет делить их лояльность.
Но оба сценария - "сильный президент", "парламентская республика" - могут быть перечеркнуты, в зависимости от того, как будут разворачиваться в республике дальнейшие события.
Может случиться так, что военные, ободренные смертью Кадырова, попытаются укрепить свои позиции в Чечни. Они будут использовать любой предлог для того, чтобы потребовать введения на территорию республики дополнительных сил - дабы продолжить "анти-террористическую" операцию.
Тогда "зачистки" и бомбовые удары по населенным пунктам вновь всколыхнут чеченцев, и партизанская война разгорится с новой силой. Нечто подобное уже случилось два года назад, когда в результате участившихся после некоторого затишья зачисток в чеченских селах погибли или пропали бесследно сотни мирных жителей.
Гибель Ахмада Кадырова нанесла ощутимый удар по "чеченскому" проекту Путина. Но возвращение ситуации к зачисткам означало бы полный его провал.
Санобар Шерматова, корреспондент "Московсих новостей".
Опубликовано 10 июня 2004 года