Российская Госдума вчера не стала обсуждать принятое парламентом Южной Осетии еще в минувшие выходные обращение с просьбой о присоединении автономии к России и защите ее жителей от возможной агрессии Тбилиси. В Думе говорят, что до сих пор не получили текст обращения. Хотя практически все жители Южной Осетии давно имеют российские паспорта, едва ли Россия готова силой поддержать нынешнее руководство автономии - слишком непрочно положение российских военных баз в Грузии, слишком непросто складываются отношения между двумя странами.
Между тем нынешняя ситуация вокруг Южной Осетии напоминает о событиях конца восьмидесятых-начала девяностых годов прошлого века, закончившихся вооруженным конфликтом. Что будет на этот раз? Председатель парламента непризнанной республики Знаур Гассиев избран на свой пост 4 июня. Беседа с собкором газеты "Время новостей" в Грузии Михаилом Вигнанским - его первое интервью российским СМИ.
- Какова роль Москвы в сегодняшних отношениях Тбилиси и Цхинвали?
- Как минимум мы ждем признания нашей независимости, провозглашенной еще 14 лет назад. Госдума может обозначить мнение российской политической элиты: Южная Осетия имеет право на признание. При этом признание для нас не самоцель. Это механизм защиты от новой грузинской агрессии и возможность продолжать мирное урегулирование. Вероятность возобновления вооруженного конфликта очень велика. Мне сообщают, что Грузия начала возвращать свои войска, которые только недавно вывела, в населенный пункт Тквиави, а это всего несколько километров от Цхинвали. Договоренности снова не соблюдаются. Пусть в Москве не забывают, что у нас почти 100% населения - граждане России.
- Как реагируют на это российские миротворцы?
- Командующий - генерал Святослав Набздоров - возмущен тем, что договоренности срываются. Но сейчас идет ротация российского батальона, меняется командование. Нынешний командующий выполняет свои обязанности как бы по инерции, скоро прибудет новый. Для миротворцев наступили не лучшие времена, и в Тбилиси об этом знают. Мы не отказываемся от переговоров с грузинской стороной. Да, наш президент Эдуард Кокойты иногда делает эмоциональные заявления, но нас можно понять. Тем более что Грузия не признает факт агрессии против Южной Осетии в 1989-1992 годах.
- Такое признание помогло бы снять напряженность?
- Конечно! Немцы ведь извинились за холокост. Мы не просим грузин на коленях просить прощения. Пусть они только признают глупости, которые натворил их бывший президент Звиад Гамсахурдиа. Но нет, наоборот, Гамсахурдиа снова стали возвеличивать. Назло нам, что ли?
- Кто поможет Южной Осетии в случае вооруженного конфликта?
- Нас в беде не оставят. У Грузии сейчас современная армия, но она здесь увязнет. Российские пограничники не смогут сдержать поток северокавказских добровольцев. Гонцы оттуда в Южную Осетию уже прибыли. Казаки нас поддержат, абхазы. Из Приднестровья каждый день звонят, сообщают, что добровольцев записалось уже несколько сотен.
- Южная Осетия будет устанавливать границу с Грузией?
- Да. Мы уже начали подготовку к этому.
- Как вы оцените роль посредников из ОБСЕ в сегодняшней ситуации?
- Очень коротко - они попрятались по кустам. Или поддерживают грузинскую сторону.
- Как власти Цхинвали относятся к грузинскому населению вашей республики?
- Никаких преследований или гонений. Не верьте сообщениям об этом. Мы такого не допустим.
Опубликовано 11 июня 2004 года