В течение ближайшей недели может состояться встреча, в ходе которой представители чеченской диаспоры со всей России выберут согласованного кандидата (или нескольких - не более трех) в президенты Чеченской республики. Об этом RBC daily сообщил собеседник в Федеральном Собрании. Впрочем, никто из опрошенных представителей диаспоры не смог сказать, кто именно может получить окончательную поддержку соплеменников и Кремля. Между тем СМИ уже окрестили "кандидатом Кремля" главу МВД Чечни Алу Алханова, и предполагать, чей выбор - Москвы или диаспоры - окажется решающим, пока сложно. Впрочем, как утверждают эксперты, Кремль не намерен воспроизводить в Чечне прежнюю схему власти и делать ставку на единственного лидера - поскольку утрата такой фигуры чревата слишком большими издержками. Вместо этого Москва, скорее всего, создаст сложную систему "сдержек и противовесов" вокруг нового президента республики, в которой будет фигурировать много самостоятельных игроков.
Пока список кандидатов, подавших заявления в избирком Чечни, исчерпывается четырьмя именами. Среди них три самовыдвиженца - сотрудница Урус-Мартановской районной администрации Марият Горчханова, советник президента Чечни Ваха Висаев и московский бизнесмен Малик Сайдулаев, а также кандидат от ЛДПР Марат Зеналабидов. Впрочем, об этих кандидатах никто из опрошенных RBC daily представителей чеченской диаспоры не смог сказать практически ничего. "Пока не все желающие зарегистрировали свои кандидатуры, - сказал RBC daily депутат Госдумы от Чечни Ахмар Завгаев. - И пока я не видел их программ, сложно говорить об их перспективах". Таким образом, имеющихся кандидатов можно скорее считать аутсайдерами, а реальные претенденты на пост президента республики пока не торопятся нести свои документы в избирком. Впрочем, время у них есть - регистрация кандидатов завершается 14 июля. Собеседники RBC daily затрудняются сказать, сколько еще претендентов могут присоединиться к президентской гонке. "Больше или меньше кандидатов? Их количество - не принципиальный вопрос, - сказал RBC daily представитель Госсовета Чечни в Совете Федерации Муса Умаров. - Главное - качественные характеристики кандидатов. Случайности в выборе президента республики быть не должно".
Между тем СМИ уже успели создать имидж главного претендента на пост президента Чечни и "кандидата Кремля" главе чеченского МВД Алу Алханову. Ходят также слухи о неплохих "кремлевских котировках" депутата Госдумы от "Единой России" Руслана Ямадаева. "Что касается кандидатуры Алханова, то это один из достойных кандидатов, он уважаем в республике и за ее пределами, - говорит Муса Умаров. - Его взгляды на будущее республики, я знаю, разделяют и на федеральном уровне". Кроме того, по мнению сенатора, совместная работа Алханова с покойным Ахмадом Кадыровым вызывает уважение сторонников последнего. "О Ямадаеве могу сказать главное: он опытный политик и пользуется уважением среди чеченцев, - отмечает г-н Умаров. - Но я не могу говорить об этих людях ничего большего, поскольку не знаю, кто из них пойдет на выборы". На вопрос о том, кто удостоится поддержки Кремля, собеседники RBC daily отвечали весьма уклончиво. "Москва будет поддерживать того, кто будет иметь большее доверие народа", - говорит Ахмар Завгаев. "На мой взгляд, победу одержит самый достойный кандидат, и я уверен, что он получит двойную поддержку - и большинства населения, и федерального Центра", - полагает Муса Умаров.
Представители чеченской диаспоры много говорят о некоей компромиссной фигуре, которая устраивала бы и Центр, и самих чеченцев. Собеседник RBC daily в Федеральном Собрании сообщил, что в ближайшее время может состояться встреча представителей чеченской диаспоры со всей России, в ходе которой будут выбраны от одного до трех "единых" кандидатов. По его мнению, такая процедура была бы "наиболее приемлемым демократическим решением", и таких кандидатов было бы проще согласовать на всех уровнях как внутри республики, так и в Москве. Однако называть конкретные имена пока никто не готов. Это может свидетельствовать о том, что окончательный выбор ни Кремлем, ни диаспорой пока не сделан. "На данный момент, как мне кажется, окончательное решение еще не принято, - сказал RBC daily руководитель спецпроектов Института социальных систем МГУ Дмитрий Бадовский. - Хотя по всем признакам информационной политики, в первую очередь государственной, предпочтение отдается Алханову. В то же время некоторые, хотя пока и невнятные, признаки такой поддержки есть и у Ямадаева". Возможность поддержки других кандидатов на данный момент, по мнению г-на Бадовского, существует, но никаких признаков того, что кто-то еще ее получил, пока нет.
Не исключено, что Кремль будет медлить с окончательным решением до последнего. "Есть два основных сценария выборов. В одном случае могут попытаться повторить сценарий избрания Кадырова с отсечением всех более-менее серьезных кандидатов в результате договоренностей, - полагает Дмитрий Бадовский. - Однако возможно, что попыток "оттоптать" площадку не будет и Кремль даст двум-трем кандидатам реально посоревноваться - даже с возможностью второго тура - и лишь затем сделает окончательную ставку". Впрочем, Ахмар Завгаев считает, что выборы пройдут в один тур, поскольку население Чечни "устало от политики и лозунгов". Тем не менее, если "конкурентный" сценарий выборов все же будет реализован, это станет знаком радикальных перемен в подходе Кремля к управлению Чечней. "Конечно, будет попытка создания нового политического лидера в Чечне. Но концентрации всех ресурсов под одного человека уже не будет, - говорит Дмитрий Бадовский. - Скорее всего, попытаются найти еще две-три фигуры в Чечне, которые обладали бы локальным лидерством в отдельных сферах. Будет определенный пакт, в результате которого под президента Чечни будет выстроена сложная конструкция. И выстраивание этой конструкции - а не имена тех, кто именно станет президентом республики, - будет основным смыслом этих выборов".
Основным пунктом сценария политического урегулирования в Чечне, проводимого в последние два года, была однозначная ставка на Кадырова как и политического, и силового, и религиозного лидера. Таким образом, ему давался практически полный карт-бланш. И дело не только и не столько в том, что фигуре, равной ему, в Чечне сейчас нет. "Главным изъяном этой системы оказалась ее основа - Кадыров, поскольку его исчезновение со сцены сразу спровоцировало острую кризисную ситуацию", - отмечает Дмитрий Бадовский. По его мнению, конструкция власти в республике будет напоминать структуру власти, создававшуюся в СССР в национальных республиках, - с поправкой на особенности Чечни. "В прежние времена первым секретарем партии в республике обязательно был представитель титульной нации, вторым - всегда русский. Главой исполкома был представитель нацменьшинства, прокурором - человек из одной этнической группы, главой МВД - из другой, - говорит эксперт НИИСС. - Так формировалась система сдержек и противовесов". И хотя в данном случае приоритет, конечно, все равно будет отдан прежней, кадыровской команде, такие люди, как Руслан Ямадаев, Малик Сайдуллаев и Бислан Гантамиров, по мнению Дмитрия Бадовского, вполне могут занять сильные позиции в новой структуре власти Чечни.
Антон Попов
Опубликовано 10 июня 2004 года