Тема армян-перебежчиков из Армении (Романа Терьяна и Артура Апресьяна) продолжает время от времени обсуждаться в прессе, хотя и менее интенсивно, чем когда они появились в Баку два месяца назад. Несколько раз, опираясь на мнение обо мне, как защитнике армян, ко мне обращались из той или иной газеты со скандальной репутацией. Я объяснял свою позицию, но каждый раз это не попадало в прессу.
А позиция моя, базирующаяся на международном праве по вопросам вынужденной миграции, предельно ясна. Беженец это иностранец, который у себя в стране проживания подвергался дискриминации, опасной для жизни, здоровья или имущества, который ищет убежище в другой стране, которую считает более безопасной.
Являются ли эти армяне для нас иностранцами? Если они до карабахских событий жили в Баку, как сами утверждают, то они наши бывшие сограждане и вполне могли бы претендовать на восстановление своего прежнего гражданства. Тем более что наши власти отнеслись к ним с нескрываемым сочувствием. Ну, было для них опасно жить в 1990-м в Баку, а сейчас? Ведь власти, путаясь в статистике, постоянно утверждают о том, что в Баку продолжают жить не то 20, не то 30 тысяч армян. Ну, и пусть их будет на два больше, что тут страшного? Тем более таких вот хороших армян, которые в Армении с риском для своей жизни выступали в защиту Азербайджана.
Но если же даже такие лояльные возвращенцы из Армении - наши бывшие граждане не могут здесь жить, то возникает множество вопросов, на которые надо получить ответ, прежде чем сломя голову помогать им уехать в хлебные европейские края. Если человек уехал из Азербайджана в 1990-м, был признан беженцем и, вернувшись на родину, не может там оставаться, то это означает, что наши власти подписались под признанием, что с 1990 г. ничего не изменилось, армянам (по меньшей мере, мужчинам) по-прежнему опасно тут жить.
Видимо, и сами перебежчики тоже так считали, если с самого начала просились в третью страну, особенно с учетом того, что до Азербайджана они сначала попробовали получить убежище в дальнем зарубежье. Возникает вопрос: как назвать ситуацию, когда двое армян приехали фактически подставить нашу страну, доказав фактом своей депортации в третью страну, что в Азербайджане армянам жить опасно и что здесь не соблюдаются права человека? Странно, что мимо этого очевидного, кричащего факта прошли именно те СМИ, которые обычно специализируются на разоблачении реальных и мнимых армянских провокаций.
Другой вопрос. Ну ладно, в Азербайджане с Арменией им жить опасно, но зачем же ехать именно в Германию или Голландию, когда сотни тысяч таких армян, которые боятся жить в Азербайджане и плевать хотели на мать-Армению, без проблем живут в других странах СНГ, например, в России, в Украине, даже в Беларуси? Никакого языкового или культурного барьера, рядом родные, друзья, знакомые - что еще нужно?
А нужно, видимо, без проблем устроиться на шее какого-то западного государства. Они уже попытались это сделать сами. Не получилось. Теперь хотят на чужом транспорте в рай въехать. И этим транспортом является наше государство, которое, оплевав себя, должно дать им бумажку за семью печатями о том, что у нас плохо. Конкретный государственный орган, который за это взялся, тот же самый, который отвечает за охрану границы, которую эти ребята перешли легально, раз уж их не сажают за ее незаконный переход; который приютил этих милых гостей в гостинице на крыше здания в начале Парламентского проспекта; который устроил им пресс-конференцию и еще много чего сделал для раскрутки всей этой истории.
Какой был интерес у нашего государства влезать в эту дурнопахнущую историю? Присмотревшись к ней, можно заметить, что с самого начала и перебежчики, и госчиновники, и даже подключившиеся неправительственные организации (кстати, не все) накинулись на Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ). Если УВКБ не даст армянам статуса беженцев, то он плохо работает; если даст, значит, опозорит нашу страну. А возможная причина такого наскока, которая усматривается из публичных высказываний сотрудников местного офиса УВКБ, состоит в том, что ООН в июне решил спихнуть с себя обязанность по определению статуса тех, кто ищет в Азербайджане убежище.
На самом деле: в УВКБ сидит десяток сотрудников, из которых интервьюированием и расследованием занимается всего несколько Человек, а у правительства есть спецслужбы и целый Госкомитет по делам беженцев. Им и карты в руки, тем более что УВКБ, Международная Организация Миграции и пр. международные организации уже сорвали голос и сбили ноги, ездя к нам на тренинги для тех наших чиновников, кто должен заниматься этим делом по обязанности.
Завтра к нашим чиновникам заявится 8 тысяч чеченцев и попросит для себя статус беженцев, опираясь на наш соответствующий и очень хорошо написанный закон. Дать им статус равносильно тому, что признать, что в Чечне идет не полицейская операция, а настоящая война и геноцид чеченцев. А значит, можно серьезно испортить отношения с могущественным северным соседом. Не дать статуса или депортировать - завтра эти же чеченцы подадут на Азербайджан в Европейский Суд и, я вас уверяю, выиграют это дело (в Грузии уже были прецеденты).
Так пусть уж лучше в этом деле ковыряется и собирает со всех сторон шишки УВКБ. Ах, они не хотят? Так мы им подбросим свинью в виде армян-перебежчиков. А завтра придут бить стекла голодные беженцы-азербайджанцы из палаток. Послезавтра какая-то воинственная неправительственная организация устроит погром и обвинит УВКБ в том, что оно не работает над возвращением наших беженцев, а значит, является армянской агентурой. И за всем этим будут внимательно следить (и иногда подбрасывать инструкции) неулыбчивые ребята при галстуках из серьезной конторы. До тех пор, пока местный офис УВКБ не образумится и не вернется под контроль наших властей, как это было раньше. Иного сценария развития событий они, кажется, не представляют, а зря. Упрямый украинец может оказаться не четой уступчивому французу.
Все это, господа, очень занятно выглядит со стороны, но участвовать в этом шоу? Увольте.
Эльдар Зейналов, Правозащитный Центр Азербайджана
Опубликовано 5 июня 2004 года