Представители регионального оперативного штаба (РОШ) по проведению контртеррористической операции вчера объявили об уничтожении Хакима Абаева - одного из участников террористической группы, организовавшей осенью 1999 года серию взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске.
Как оказалось, он был опознан среди трех боевиков, ликвидированных спецслужбами Ингушетии еще 30 мая в пригороде Назрани. Тогда группа местных контрразведчиков попала в засаду при обычной проверке жилого частного дома в поселке Барсуки, куда, по словам соседей, ходили подозрительные люди. Прятавшиеся на чердаке бандиты открыли по оперативникам огонь, ранив трех человек. После длившейся несколько часов осады боевики были расстреляны из гранатометов. При себе у убитых были найдены поддельные документы, и поначалу следователи ничего определенного об уничтоженных боевиках сказать не могли. Лишь с учетом обнаруженного на злополучном чердаке запаса взрывчатки спецслужбы сообщили, что бандиты собирались провести серию терактов против руководства Ингушетии и входили в группу одного из лидеров сепаратистов - арабского наемника Аль-Валида.
Вчера же следователям вроде бы удалось выяснить, кем на самом деле были убитые в Барсуках бандиты. При этом представитель РОШ Илья Шабалкин официально объявил, что один из убитых - Хаким Абаев, находившийся в международном розыске еще с 2000 года по делу о взрыве жилых домов в Москве. По его словам, в Ингушетию бандиты предположительно прибыли из Азербайджана через Грузию с помощью самого Аль-Валида. Впрочем, вчера больше никто из официальных лиц в спецслужбах - в Ингушетии, Чечне и даже Москве - не смог эту информацию подтвердить. Все говорили, что действительно слышали об опознании Абаева. Но по каким признакам и кто именно опознал террориста, никто пояснить не смог. Достоверное подтверждение этих данных ожидалось к вечеру, но оно так и не последовало. Хотя торопливость спецслужб при огласке этой новости совершенно понятна. Взрывы жилых домов во всей истории чеченской кампании - событие знаковое. Они стали самым масштабным терактом за всю современную историю России, и именно они среди прочего послужили поводом для возобновления боевых действий. Поимка или уничтожение участников того преступления были для российских властей делом принципа. Однако как раз с этим у спецслужб не все получалось. Большинство участников терактов - и то заочно, по показаниям свидетелей, - были признаны убитыми в Чечне. Живыми удалось захватить лишь двух рядовых помощников террористов - Крымшахалова и Деккушева, которые в январе этого были приговорены к пожизненному заключению. И только двое - организатор взрывов Ачемез Гочияев и профессиональный взрывник Абаев, прошедший подготовку в диверсионных лагерях Хаттаба, - оставались в розыске.
Хаким Абаев был одним из членов "Мусульманского общества N3", созданного в Карачаево-Черкесии на деньги чеченских боевиков. В 1999 году именно это общество получило заказ от крупных лидеров боевиков - в том числе Хаттаба и Абу Умара - организовать теракты в Москве и Волгодонске. Один из участников общества арендовал гараж в городе Мирный, где был устроен цех по производству взрывчатки - сюда свозили алюминиевую пудру, селитру и смешивали в бетономешалке с гексогеном. Всего было изготовлено около 10 тонн вещества. В августе 1999 года организатор Гочияев с двумя помощниками, одним из которых был Абаев, забрал часть изготовленной смеси и увез в Москву, а оставшуюся взрывчатку направили в Волгодонск. Имена всех участников преступления спецслужбы выяснили уже через несколько недель, но тогда никого задержать не удалось. В ФСБ до последнего времени предполагали, что Абаев либо убит, либо скрывается в Грузии или Азербайджане.
Константин Филатов
Опубликовано 8 июня 2004 года