Инаугурационная речь Президента России Владимира Путина, прозвучавшая недавно в позолоченных стенах Кремлевского дворца, содержала следующее заявление: "Мы сами остановили агрессию международного терроризма. Избавили страну от реальной угрозы распада".
Это кремлевский способ сообщить, что "проблема Чечни под контролем".
Два дня спустя, бомба, изготовленная из артиллерийского снаряда, разорвалась в чеченской столице под трибуной, на которой президент Чечни Ахмад Кадыров, правая рука Путина в республике, и другие официальные лица принимали военный парад по случаю Дня Победы.
52-летний Кадыров умер по пути в больницу. Взрыв, тяжело ранивший командующего в северокавказском регионе и убивший еще пять человек, стал последним в серии терактов сепаратистов, которые за год унесли 150 жизней.
К началу своего второго срока у власти бывший агент КГБ талантливо исполнил роль творца стабильности, принесшего стране политическую и экономическую предсказуемость, которой россияне так жаждали после хаоса 1990х.
Чечня, однако, остается вопиющим исключением. Партизанская война между российскими войсками и чеченскими сепаратистами длится в этом регионе с преобладающим мусульманским населением почти десять лет. Жертвами стали тысячи людей, многие из них - мирные граждане.
Став в 2000 году президентом, Путин обещал подавить сепаратистов, но не сдержал слова. Он обещал восстановить разрушенную войной республику, но сегодня тысячи поврежденных артиллерией домов остаются нежилыми. Во многих районах республики нет электричества и телефонной связи. Более трех четвертей работоспособного населения Чечни сидит без работы.
Мирный план Путина основывался на том, что московские ученые мужи называют "чеченизацией" войны - на передаче чеченской проблемы чеченцам, предоставлении им большей автономии и права избрать своего президента.
Этим президентом стал Кадыров, человек, презираемый большинством чеченцев, перебежчик, оставивший сепаратистское движение и так же, как и российские войска, виновный в издевательствах над множеством мирных жителей. Теоретически он был избран, но очень многие считают выборы фальсифицированными. Его соперники, пользовавшиеся гораздо большей поддержкой населения, были выведены Кремлем из предвыборной гонки при помощи уговоров или силы.
Теперь, после смерти Кадырова, Путину нужно найти ему замену - достаточно лояльного к Кремлю человека, одновременно входящего в сложную клановую структуру, господствующую в чеченском обществе. Ему нужно обеспечить этому преемнику победу на новых президентских выборах в августе.
Однако перед Путиным стоит и гораздо более серьезная проблема, с которой он не сталкивался во время первого президентского срока - чеченцы ему не доверяют. По их мнению, Путин не довел до конца практически ни одну из своих инициатив - от обещания окончить войну и полностью восстановить республику до пресечения зверств российских солдат.
Пока обычные чеченцы не поддержат президента, ряды боевиков-сепаратистов будут пополняться, тысячи беженцев, живущих в нищете за пределами Чечни, будут отказываться вернуться домой, и война будет продолжаться, считают эксперты по чеченскому вопросу.
"Девять из десяти жителей Чечни не доверяют Кремлю и не верят в то, что Москва действительно хочет принести мир в республику, - говорит Имран Ежиев, активист общества российско-чеченской дружбы, правозащитной организации в северокавказском регионе. - Как они могут верить тому, что говорит или делает Кремль, если все в Чечне знают, что российские солдаты постоянно нарушают здесь законы?"
Чеченцы сопротивляются российскому правлению уже более 300 лет. Отчаянно независимые, они пытались сражаться с царским вторжением в кавказские государства в 17м веке, воевали против казацких войск в начале 1800х и сражались с большевиками в 1920 г.
Терроризм разрушил мир
После распада Советского Союза в 1991 году Чечня вновь попыталась избавиться от правления Москвы. В 1994 году Москва ввела в республику войска, чтобы разгромить сепаратистов. Военные ушли в 1996 году, но вернулись осенью 1999 г. после взрывов жилых домов в Москве, в которых Кремль обвинил чеченских боевиков.
Сепаратисты выжили, ведя партизанскую войну, разделяясь на отряды по четыре-пять человек и используя против российских сил фугасы, засады и похищения. В последние годы движение стало более радикальным и получает все больше денег от организаций, связанных с международными террористами.
Согласно последним опросам, большинство россиян не верят заявлениям Кремля о том, что война в Чечне окончена.
Более того, они считают, что власти должны пойти на переговоры с сепаратистами, чтобы разрешить конфликт. Опрос, проведенный в апреле одной из ведущих московских компаний по изучению общественного мнения, "Левада-центром", показал, что 57% россиян выступают за переговоры с чеченскими боевиками.
Не желая вести переговоры, Кремль, однако, не скупился, пытаясь восстановить экономику и инфраструктуру Чечни. Однако он недостаточно позаботился о том, чтобы деньги дошли до адресата. С 2000 года на восстановление республики было выделено больше 825 млн. долларов, и значительная часть этой суммы была использована не по назначению или присвоена коррумпированными бюрократами и беспринципными подрядчиками.
После убийства Кадырова Кремль вновь пообещал восстановить республику. Путин отправил в Чечню министра экономического развития Германа Грефа, который должен был оценить размер необходимой помощи.
Впервые приехав в Чечню, Греф был явно поражен увиденным, хотя все, кто там уже был, могут его понять. Целые районы Грозного стоят безжизненные. Кругом кучи битого кирпича и покореженного металла, большинство сохранившихся зданий изрешечены пулями.
"По телевизору это никогда не напоминало апокалипсис, - сказал Греф, осмотрев горы щебенки, в которые превратилась "Минутка Плаза", бывшая когда-то сердцем Грозного. - Это похоже на один из немецких городов после бомбежек союзников".
Он пообещал восстановить жилье, дороги, банковские услуги и даже коммерческую авиацию.
Дело может быть сделано
"В этой задаче нет ничего сверхъестественного", - сказал он.
По мнению большинства аналитиков, у Путина нет иного пути, кроме как придерживаться плана "чеченизации" конфликта. Однако у одномиллионного населения Чечни выбор настолько же ограничен.
Хотя большинство чеченцев сомневаются в том, что Кремль действительно стремится помочь их многострадальной родине, они содрогаются при мысли о том, что анархия, царившая здесь в 1996-1999, когда лидеры сепаратистов наслаждались фактической независимостью, может вернуться.
Путин может завоевать доверие большинства чеченцев, положив конец похищениям, пыткам и прочим зверствам российских солдат и чеченской милиции, которую возглавляет 27-летний сын Кадырова Рамзан.
Президент и раньше жаловался на творящиеся в Чечне жестокости, но не похоже, чтобы это возымело действие на солдат или суды.
В апреле суд присяжных оправдал четырех российских солдат, обвинявшихся в убийстве шести мирных чеченцев в результате ошибочно открытого по их машине огня.
Солдаты признали вину, но объяснили, что всего лишь выполняли приказ.
"Родственники убитых и похищенных ежедневно пополняют ряды боевиков, каждый раз, когда российские войска проводят подобные операции, - говорит Ежиев. - Я говорил с очень многими юношами, которые заявляют, что возьмут оружие, уйдут в леса и никогда не сдадутся, пока не начнется мирный диалог и Москва не поймет, что чеченцы - тоже россияне, российские граждане".
Алекс Родригес
Опубликовано 7 июня 2004 года
Перевод веб-сайт ИноСМИ.Ru