В Ставропольском крае в ночь на субботу была совершена масштабная диверсия. В районе города Нефтекумск неизвестные злоумышленники подорвали один из резервуаров на нефтеперекачивающей станции (НПС) АО "Черноморсктранснефть", обслуживающей одну из веток нефтепровода до Новороссийского морского порта. По всем внешним признакам - способу минирования и, главное, близости к Чечне - поначалу, естественно, власти расценили происшедшее как очередную вылазку боевиков. Уже утром в субботу полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев объявил: "К сожалению, теракт предотвратить не смогли, но, слава богу, пожарные и МЧС смогли спасти другие баки, потому что горючего там было очень много". Однако уже вчера местные спецслужбы почти категорически отвергли версию о "чеченском следе", объявив, что на этот раз, скорее всего, речь идет о преступлении с сугубо "деловой" подоплекой. Да и прокуратура Ставропольского края после изучения обстоятельств ЧП возбудила уголовное дело отнюдь не по терроризму, а по ст. 176 УК РФ - "умышленное уничтожение или повреждение имущества". От каких-либо комментариев по этому поводу в прокуратуре отказались, заметив лишь, что основная версия - криминальная.
Сигнал о происшествии на НПС "Камыш-Бурун", принадлежащей АО "Черноморсктранснефть" и расположенной в 5 км от города Нефтекумск, поступил в местное РУВД около трех часов ночи. Причем поначалу речь шла не о взрыве, а лишь об обнаружении бомб. Сотрудники базы сообщили, что при обходе территории охранник обнаружил под двумя резервуарами - N23 и 24, вмещающий каждый по 5 тыс. тонн нефти - подозрительные предметы, напоминающие самодельные мины. На место сразу выехала опергруппа с саперами, однако еще до ее прибытия на место в 3.07 на станции прогремел взрыв.
К счастью, сработала только одна бомба, находившаяся под резервуаром N23. От взрыва в баке образовалась пробоина диаметром около полуметра, из которой хлынула нефть и почти сразу загорелась. В течение часа на НПС были стянуты все имеющиеся в окрестностях самого Нефтекумска и соседнего Буденновска силы пожарных - в общей сложности 14 боевых расчетов, а также ремонтные бригады "Роснефти" и местный спасотряд МЧС. Горящая нефть разлилась на площади около 150 кв. метров, но поскольку, как и следует по правилам безопасности, цистерна была окружена рвом, распространения пожара не произошло. Также пожарным удалось предотвратить взрывы как аварийного резервуара, так и соседних с ним. А около 7.00 после пенной атаки огонь был полностью потушен. При этом никто из людей не пострадал. За несколько часов сотрудники станции и спасатели перекачали нефть из пробитого бака в другие резервуары, и следователи наконец смогли добраться до места самого взрыва.
Под резервуаром N24 эксперты действительно нашли неразорвавшуюся мину. Состояла она из гранатометного заряда, соединенного с взрывателем на базе обычных электронных часов. У разбитого резервуара оперативники нашли осколки от точно такой же бомбы.
Почему именно следователи решили, что речь на сей раз не идет о действиях чеченских боевиков, вчера еще ясно не было. Однако в УВД края твердо сообщили, что этот взрыв стал результатом либо конкурентной борьбы между нефтяниками, либо "разборок" между местными бизнесменами, занимающимися торговлей нефтепродуктами. И якобы уже появились конкретные подозреваемые. Некоторые сыщики даже полагали, что таким образом кто-то пытается спровоцировать ажиотаж на местном рынке, чтобы вызвать новый скачок цен на бензин, который в регионе, по их словам, действительно в последние недели начал дорожать. Наблюдатели, впрочем, такой вариант считали маловероятным и полагали, что в данном случае речь шла о "целевом" ударе по какой-либо фирме, нефть которой и находилась в злополучных резервуарах. Но в любом случае представители самой "Черномортранснефти" своей реакцией на ЧП версию о бизнес-подоплеке диверсии подтвердили. В офисе компании наотрез отказались от каких-либо комментариев ЧП, сообщив, что любая информация, в том числе и по самой пострадавшей НПС, является секретной.
Опубликовано 6 июня 2004 года