18-го марта после жестоких пыток и избиений скончался житель станицы Савельевской Наурского района Тимур Хамбулатов. Теперь объектом пыток стала его мать, Аминат Хамбулатова, которая решила добиться расследования обстоятельств гибели сына.
Невыносимую боль может причинить не только острое лезвие, огонь или электроток. Обыкновенная бумага может стать орудием пытки. Таких бумаг Аминат получила несколько. На одной написано, что у молодого парня было сердце столетнего старика, и то, что оно остановилось именно в тот момент, когда над ним издевались, простое совпадение, да и сами издевательства, оставившие черные и синие пятна, рваные и колотые раны, могли причинить только "легкое расстройство здоровья". Это акт судмедеэкспертизы, подписанный экспертом Леготкиным.
На другой, подписанной начальником отдела УФСБ РФ в Наурском районе Хумаровым, написано, что в доме Хамбулатовых было найдено "СВУ (самодельное взрывное устройство), подготовленное к проведению террористического акта". Рядом должна была бы лежать другая бумага, протокол изъятия, подписанный соседями-понятыми, но такой бумаги в деле нет и быть не может, поскольку соседей от дома отгоняли угрозами во время проведения обыска, санкцию на который никто не предъявлял, и в деле ее нет. Зато есть другая интересная бумага: признание Тимура в том, что он изготовил взрывное устройство, чтоб продать. Под этим "документом" стоит подпись Тимура, несоответствие которой той, что он поставил в своем паспорте, видна даже не специалисту. Не соответствуют действительности и причина, якобы толкнувшая его на такой поступок: беспросветная нищета. Оказывается, и мать Тимура и его сестра нигде не работают, и сам он вел жизнь тунеядца. Тогда непонятно, кто поливал потом три гектара земли, на которых росли пшеница и овощи, кормившие семью. Соседи никого, кроме Хамбулатовых, на этом поле не видели. Там трудились, по их словам, и Аминат, и старший ее сын, и дочь-студентка, и младший сын-школьник. Роскоши в их доме нет, но и подаяния они не просили, и в воровстве их никто не упрекнет. Каково такое читать матери?
А в начале июни получила она еще одну бумагу, подписанную начальником отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности и расследованием преступлений террористического характера старшим советником юстиции А.А.Паненковым, где говорится: "В отношении сотрудников ОФСБ РФ по ЧР и военнослужащих ВВ МВД РФ старшим помощником прокурора военного прокурора в\ч 20111 принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела". Никаких объяснений, на основании чего вынесено решение, только сообщение о том, что его можно обжаловать в случае несогласия. В той же бумаге сказано: "В данной операции также участвовали, как следует из материалов уголовного дела, два сотрудника Наурского РОВД". Кто эти сотрудники, предъявлено ли им какое-либо обвинение, неизвестно.
Каждая из этих бумаг - тяжкий удар по сердцу матери. Срок следствия по делу продлен до 18-го июля. Пытка продолжается.
Источник: газета "Чеченское общество", 6 июля
Опубликовано 6 июля 2004 года