20:40 / 28.06.2004Сергея Шамбу замучила совесть, Геннадий Гагулия не вписался в сценарий

Убийство Гарри Айбы стало поводом для политической активности в обществе, которая, как известно, не возникает сама по себе - для нее есть четко отведенное время и, что немаловажно, у нее есть двигатели. Этих слагаемых не было, когда убили Юрия Воронова и Зураба Ачбу... Этих слагаемых не было целое десятилетие.

Двенадцатого, в субботу, стало известно, что Сергей Шамба ушел в отставку. По сути, бессменный министр иностранных дел, в прошлом лидер национал-патриотического движения, "посчитал невозможным работать в правительстве, вызывающем только нарекания в обществе в связи с неспособностью обеспечить безопасность граждан". Прозрение министра, очевидно, каким-то образом связано с решением, принятым "Амцахара" и "Единой Абхазией" вскоре после схода айбовцев. 16 июня они объявили о своем объединении и "предложили" правительству сложить с себя полномочия. Последнее вызвало недоумение в народе и истерику в руководстве. С точки зрения уже имеющегося опыта, люди пытались найти логическое обоснование этому требованию: правительство отставляли (вернее, переставляли) относительно недавно, и ничего от этого не изменилось, следовательно, очередная смена будет очередной рокировкой верных оруженосцев. Зачем эта суета сует? "Ну вернут Кчачу на место министра, а Бейю повысят до Совета безопасности при президенте. Что изменится?". Понятно, что президент не сменит апробированную команду накануне выборов, а потому требование об отставке правительства надо было понимать не только как "психическую атаку" определившихся в своем выборе "Амцахара" и "Единой Абхазии".

Заявление о создании союза, прежде всего, означает, что две партии договорились о едином кандидате на президента, а значит, необходимо создать этому кандидату хотя бы минимальные условия. Как это сделать в условиях, когда нынешняя власть жестко контролирует выбор избирателей? Только создав правительство Народного доверия (как называют его "Единая Абхазия" и "Амцахара") или Коалиционное правительство, как назвали его все остальные. Кто сгенерировал эту идею противостояния, запрограммированному властью сценарию не столь важно. Гораздо важнее, как эта идея воспринята обществом и властью. Последнее, возможно, смогут переломить айбовцы, давшие правительству для расследования убийства Гарри Айба срок до 1 июля.

В этой ситуации вопрос, который мучает всех, - на ком остановились объединившиеся? Конечно же, сам Сергей Шамба о своем возможном выдвижении в президенты продолжает отвечать уклончиво - скорее всего, разумно отыгрывая время на свободный пиар. Но тщетно.

Следующий ход недели был за отводящими "громы и молнии". Конечно, в тот день совсем некстати прозвучало заявление ушедшего в отставку Геннадия Гагулии. Не вдаваясь в детали, глава администрации президента сообщил, что "существует определенный сценарий подготовки к выборам президента осенью в Абхазии", и он в этот сценарий не вписывается. "Поколение 40-летних" предпочло не акцентировать внимание на такой мелочи, как заявление главы администрации президента, и попыталось отыграться численностью. В пятницу вечером в театральной студии "Абаза" ОД "Ахъяца" собрало более двух десятков движений и общественных организаций. Правда, были среди них в большинстве своем те, о существовании которых забывают от выборов до выборов, и те, о ком мало кто знает, например, "започковавшаяся", по-видимому, на почве рогозинского визита абхазская "Родина".

"Единую Абхазию" и "Амцахара" на собрание не пригласили, хотя, по словам Ахры Бжании, "серьезной причиной для собрания стало требование "Единой Абхазии" и "Амцахара" о формировании коалиционного правительства". Говорить в отсутствие оппонентов, конечно же, удобно, но наблюдать за подобным единодушием утомительно. Повторявшиеся ораторы говорили, что "несерьезно отправлять все время правительство в отставку", аргументируя "несерьезность" так: "что новое правительство сумеет сделать за три месяца?", или, еще лучше: "какой министр согласится прийти поработать три месяца?"

Выступил старейшина, а вслед за ним очень трогательный молодой человек рассказал собравшимся о заслугах нашего правительства и упрекнул оппозицию в том, что она подает плохой пример подрастающему поколению. Ругали Шамбу, хвалили Хаджимбу. На фоне полного "неодобрямс" некоторым диссонансом стало выступление Якуба Лакобы, покорившего философским "кем мы ведомы, и в какую игру играем?"

Собравшиеся в "Абазе" подписали воззвание к соотечественникам (его не подписала НПА). В воззвании есть такие чудные слова: "мы обязаны сделать все возможное для того, чтобы наш народ получил возможность путем свободного волеизъявления сформировать власть, пользующуюся доверием и способную продолжить курс на построение независимого, свободного государства". Именно эти слова, входящие в противоречие со всем остальным текстом, убеждают, во всяком случае меня, что в решении, принятом "Единой Абхазией" и "Амцахара", есть рациональное зерно. Ведь создать всем претендентам на президентскую должность равные условия можно, лишь лишив власть возможности влиять на исход выборов. По сути "Ахъяца" вполне согласна со своими оппонентами, но, видимо, не осознает этого. Мне же, как среднестатистическому избирателю, жаль, что Раулю Джумковичу, при всей его "харизме", не хватает азартности сыграть в открытые, честные выборы.

Изида Чаниа

Опубликовано 23 июня 2004 года

Автор: