Вчера президент "Южной Осетии" Эдуард Кокойты впервые за последние годы (наверное, со дня избрания) решил по-человечески поговорить с Грузией по вопросам переговоров. До сих пор из Цхинвали слышны были только ультиматумы. Диалога не было - Эдуард Кокойты собирался начать переговоры только после того, как Тбилиси фактически признает независимость "Южной Осетии".
Осетины не соглашались на переговоры не только в Тбилиси или в Цхинвали, но и в Москве. Но приехавшие вчера в Цхинвали упорные российские дипломаты Валерий Лощинин и Михаил Майоров наконец довели до сознания человека "с крепкими мышцами и слабым разумом" - Эдуарда Кокойты, что так явно отказываться от диалога невыгодно, а посему ему стоит включиться в так называемые "раунды", как это сделали абхазские коллеги. Тем более что эти переговоры ни к чему осетинскую сторону не обязывают.
Как видно, в ближайшее время диалог действительно состоится - возможно, он будет проводиться параллельно со встречей президентов России и Грузии. Реальных результатов ожидать не приходится. Единственный значительный результат, которого пока достигла в этом регионе грузинская политика, - чувствительное уменьшение ввоза контрабандной продукции в регионы Грузии, что, между прочим, вовсе не означает уменьшения потока контрабанды со стороны Рокского тоннеля: просто товары теперь складируются в Цхинвали и Джаве, так как контрабандистам и их цхинвальским партнерам хорошо известно, что полностью перекрыть регион Шида-Картли невозможно и "авральное положение" долго не продлится. Эргнетский рынок просто переместится на контролируемую осетинами территорию, откуда десятки дорог, по которым может пройти грузовой транспорт, расходятся по всем направлениях - на запад, юг и восток.
Что касается ультиматума, предъявленного осетинской стороне министром внутренних дел, Эдуард Кокойты демонстративно ответил на него военными учениями вблизи грузинских сел - и стрельба стала еще более интенсивной. В регион по-прежнему поступает оружие из Северной Осетии; оно концентрируется в том же Джавском регионе, откуда доставить его в окрестности Цхинвали можно за несколько часов.
По достоверным источникам известно, что российский контингент усилен - не количественно, но качественно, за счет вооружения. Тут же необходимо отметить, что русские принципиально не собираются отзывать из зоны конфликта генерала Святослава Набдзорова, несмотря на категорические требования грузинской стороны.
Как видно, Сергей Иванов по-прежнему настроен против Грузии и не желает "подчиняться ультиматумам грузин", так как это будет очередным позором для России после позорного инцидента в Ингушетии, где многотысячный воинский контингент разинув рот наблюдал рейд сотни боевиков.
Судя по некоторым заявлениям, власти Грузии по-прежнему чувствуют, где та грань, за которой может начаться война, и не хотят эту грань переступать. В качестве примера можно привести предложение Зураба Жвании о том, чтобы пропускать грузы из соседних государств через Рокский тоннель и транскавказскую магистраль. Трудно поверить, чтобы премьер-министр заботился только об иностранных бизнесменах - это был четкий "мессидж" официальному Цхинвали о том, что центральная власть никуда не торопится и возобновлять войну не собирается.
Можно считать достижением и то, что между осетинами нет согласия по поводу переговоров с грузинами. Североосетинская элита как огня боится активизации ингушей, которые никогда не простят осетинам набега, осуществленного при поддержке России в 1992 году. Поэтому из Владикавказа в Цхинвали идут предупреждающе-сдерживающие сигналы, и "потепление" со стороны "человека с крепкими мышцами и слабым разумом" - Кокойты, возможно, именно этим и обусловлено.
В целом же дело идет к длительному сохранению статус-кво, который может быть нарушен в случае, если президент Саакашвили примет какое-нибудь свойственное ему неожиданное и экспансивно-радикальное решение.
Мамука Каландадзе
Опубликовано 25 июня 2004 года
Перевод - Российско-грузинский аналитический сайт www.pankisi.info