17:47 / 25.06.2004Фаворит Кремля

Министр внутренних дел Чечни Алу Алханов после встречи в Кремле с президентом России Владимиром Путиным стал считаться фаворитом будущих выборов. Что же заставило Кремль сделать ставку на главного чеченского милиционера?

Для 47-летнего генерал-майора милиции Алханова нынешний переход в разряд политиков достаточно непривычен: до последнего времени он имел лишь непрерывный 25-летний стаж работы в органах правопорядка, причем почти исключительно в транспортных. После возвращения из армии рядовой водитель, последовательно закончив вначале в 1983 году школу транспортной милиции в Могилеве, затем - в 1994 - Ростовский юридический институт МВД, в 93-м году был назначен начальником Грозненского ЛУВД Северо-Кавказского управления внутренних дел на транспорте.

В 1996 году после прихода к власти в Чечне боевиков Алханов покинул республику (при этом в современной биографии Алханова повсюду озвучивается факт его "руководства обороной железнодорожного вокзала при штурме Грозного боевиками"), а в 1997 году был назначен начальником линейного отдела железнодорожной станции в небольшом городке Шахтах под Ростовом.

В Чечню Алханов вернулся в 2000 году и снова на должность начальника Грозненского ЛУВД. После передачи функций охраны правопорядка в руки чеченских милиционеров во время преобразования Управления Внутренних Дел по Чечне из подчиненного федеральному МВД России в самостоятельное ведомство - МВД Чечни - сменил в начале 2003 года временно исполняющего обязанности министра ВД Сайд-Селима Пешхоева.

Сразу после своего назначения Алханов затеял кампанию по очистке республиканского МВД от чеченских "оборотней в погонах" - бывших боевиков, устроившихся в милицию. Чистку рядов Алханов производил чуть ли не ежеквартально. Кроме того, при новом руководстве республиканская милиция начала шире привлекаться к операциям по задержаниям боевиков и ваххабитов.

Отличная биография для успешного милиционера, но не более. Впрочем, после теракта на стадионе, где погиб президент республики, Алханову представился шанс - в бывшей команде Ахмата Кадырова он оказался самым лояльным к российской власти. В рядах боевиков не воевал, более того, находился в оппозиции к Дудаеву. В контактах с сепаратистами не был, а, кроме того, силовик, но не политик, то есть на первый взгляд нелицемерен и неискушен.

И не беда, что даже в республике его не все знают - как рассказывал мне один знакомый, впервые Алханова он увидел во время теракта на "Динамо" по телевизору. В прессе проскакивала информация, что уже в конце мая - начале июня специально завезенные из Москвы социологи делали проверку рейтингов чеченских политиков и общественных деятелей. Их целью была необходимость определить наиболее влиятельного из них, чтобы в Москве знали, на кого можно будет опереться в Чечне. По этой же информации, рейтинг Алханова составил тогда всего 3 процента. Но Кремль проглотил и это - ведь в свое время и у самого Ахмата Кадырова популярность была не выше.

Возможным противником Алханова мог бы стать депутат Госдумы России Руслан Ямадаев. Он не из команды Ахмата Кадырова, но это в принципе и неважно, лишь бы будущий президент продолжал прежнюю "кадыровскую" линию борьбы с сепаратизмом. А Руслан Ямадаев - брат силовика Сулима Ямадаева, возглавляющего роту специального назначения "Восток", - был бы удобен для Кремля именно этим.

Но рейтинг Ямадаева в Кремле сильно подпортило его выступление на передаче Савика Шустера "Свобода слова" в мае этого года. Резкие высказывания Ямадаева в адрес бывших федеральных военачальников, ныне занимающих губернаторские места, в том числе в адрес генерала Шаманова, "заставили" Кремль пересмотреть свое отношение к его кандидатуре. Вот и пришлось Ямадаеву публично отказаться от своих президентских амбиций.

Понятно также, почему Москва не предложила подобного бывшим противникам Ахмата Кадырова на прошлогодних президентских выборах - тем же Асламбеку Аслаханову, Малику Сайдуллаеву или Хусейну Джабраилову. Не имея реального вооруженного присутствия в Чечне, эти люди не смогли бы стать альтернативой Рамзану Кадырову и Алу Алханову с их вооруженными отрядами в деле "вооруженной борьбы с сепаратизмом".

Пока же можно признать, что Алханов в случае своего успешного избрания в президенты Чечни, является человеком временным, выбранным Кремлем скорее от некой безысходности в условиях вакуума политической власти в республике и жесткого цейтнота для его заполнения. Впрочем, не исключено, что, став президентом, Алханов окрепнет настолько, что начнет восприниматься Кремлем величиной уже постоянной. Так это или нет - время покажет.

Опубликовано 22 июня 2004 года

Автор:Тимур Алиев, собственный корреспондент <a href="http://www.kavkaz-uzel.ru/">"Кавказского узла"</a>