Президент Ингушетии Мурат Зязиков предпринял вчера попытку объяснить журналистам очередное обострение оперативной ситуации в его республике. Напомним, последний бой федеральных военных и ингушских милиционеров с боевиками произошел в минувшее воскресенье в родном селении президента Барсуки. А сам г-н Зязиков 6 апреля подвергся атаке террористов-смертников. Расследование покушения еще не завершено, но глава Ингушетии просит "не драматизировать ситуацию". При этом "основная рабочая версия", по словам президента, "связана с недовольством определенных сил теми позитивными изменениями, которые происходят в республике". "Эти силы есть и в Москве, небольшая часть их есть в Ингушетии, есть и за пределами нашей страны", - считает президент. Такое же туманное объяснение г-н Зязиков дал и участившимся боям: "Определенные политические силы предпринимают попытки расширения театра военных действий".
Тем не менее ингушский лидер заверил, что его республика "проводит на Северном Кавказе курс главы государства". А для того, чтобы впредь делать это было легче, Мурат Зязиков предлагает создать в одной из палат федерального парламента специальный комитет по Югу России. "Есть же комитет по делам Крайнего Севера", - заметил он. По мнению г-н Зязикова, кроме комитета нужен еще и специальный вице-премьер, который курировал бы нестабильный регион. Аналогию с уже существовавшим постом министра по Чечне г-н Зязиков отверг: такой министр, по его мнению, занимался в основном посредничеством между ведомствами и местными властями при полном отсутствии реальной власти. Похоже, г-н Зязиков имеет в виду нечто вроде межведомственной комиссии под руководством Виктора Христенко, которая была ликвидирована в ходе весеннего преобразования кабинета, - только применительно не к одной Чечне, а ко всему Северному Кавказу. При этом идею объединения с Чечней глава Ингушетии, как и прежде, категорически отвергает: "Я противник объединений, депортаций и реорганизаций - это все во вред народу".
Вредным г-н Зязиков по-прежнему считает и любое определение сроков окончательного возвращения на родину вынужденных переселенцев из Чечни. По его словам, возвращение беженцев должно происходить исключительно добровольно и только тогда, когда людям будет куда возвращаться. Беженцев из Чечни в республике все еще остается около 45 тысяч, но печально известные палаточные городки, в которых люди провели пять тяжелейших зим, наконец почти свернуты: по мнению представителей федеральных и чеченских миграционных властей, последний из них - "Сацита" - будет закрыт на днях.
Опубликовано 2 июня 2004 года