В Северной Осетии утром в субботу неизвестные террористы едва не пустили под откос пассажирский поезд Москва-Владикавказ. В районе станции Эльхотово, примерно в 40 км от столицы республики, под составом был подорван мощный фугас. В вагонах поезда в этот момент находилось 463 человека, и спасло их от катастрофы лишь то, что локомотив после прохождения станции еще не успел набрать скорость. Благодаря этому 10 из 18 вагонов состава сошли с рельсов, но устояли на насыпи и не перевернулись. В результате обошлось почти без пострадавших. Ушибы при падении с верхних полок и царапины от разбитых оконных стекол получило несколько десятков пассажиров.
Причем, по замыслу террористов, подрывом поезда дело не ограничивалось. "Те, кто закладывал фугас, установили еще и мину в расчете на то, что таймер взорвет ее через два часа после катастрофы, когда здесь будет паника, приедет много милиции и спасателей. "Лягушка" выпрыгивает из земли на высоту человеческого роста. Она начинена 2000 осколков, разлетающихся по большому радиусу. Таймер, сделанный из будильника на батарейке, сработал, мина выпрыгнула, но тросик-анкер, который выдергивает чеку, порвался, поэтому мина просто упала на глазах у всех", - описал происшедшее начальник специального отдела прокуратуры Северной Осетии Феликс Цоков. После этого саперы прочесали железнодорожные пути у места взрыва, но больше ничего не нашли. По информации прокуратуры Северной Осетии, фугас был изготовлен на базе 152-мм артиллерийского снаряда, усиленного смесью алюминиевой пудры и гексогена, и приводился в действие по радио. В неразорвавшемся же устройстве саперы при осмотре опознали ОЗМ-82 - стандартную армейскую осколочно-заградительную мину.
Около полудня к месту взрыва прибыли два аварийно-спасательных поезда из Прохладного (Кабардино-Балкария) и Кисловодска (Ставропольский край), и уже к 16.00 они заменили покореженный фугасом участок полотна.
Учитывая бескровный исход ЧП, федеральные власти оставили его безо всякого комментария. Более того, происшествие даже не вызвало никаких традиционных контрмер со стороны правоохранительных органов. Только полпред президента РФ в Южном округе Владимир Яковлев, пребывавший в субботу на литературном празднике в станице Вешенская, сказал журналистам: "Конечно же, это был теракт. Об ином говорить не приходится". В результате получилось, что происшествие под Эльхотово было признано, по крайней мере внешне, как бы "обычным делом", не выходящим за рамки простого течения жизни.
Хотя, по имеющимся сведениям, в оперативном порядке в спецслужбах всех уровней этот взрыв расценили куда как серьезнее. Поскольку на самом деле этот инцидент еще раз подтвердил, что до окончания уже несколько лет ведущейся чеченскими боевиками диверсионной войны еще далеко и террористы по-прежнему в состоянии проводить масшабные акции и за пределами республики.
По версиям, кто и зачем мог пытаться пустить пассажирский поезд под откос, вчера в прокуратуре ничего не говорили. Хотя в частных беседах оперативники не скрывали, что основная версия, конечно, действия чеченских взрывников, сумевших, как известно, подорвать две электрички в Минводах осенью прошлого года. В прокуратуре считают, что мишенью террористов был именно московский поезд - проезжавшую за час до него по заминированному пути пригородную электричку они не тронули.
После субботнего взрыва руководство Северо-Кавказского УВД на транспорте решило усилить меры безопасности на железной дороге, объявив, что сотрудники будут постоянно обследовать пути. Но это можно расценить скорее как чисто пиаровский ход. Понятно, что каждое утро обходить все железнодорожные пути в регионе просто нереально.
Юрий Мацарский
Опубликовано 31 мая 2004 года