11:12 / 25.05.2004Базовые ценности

В конце мая - начале июня в Тбилиси должен состояться очередной раунд переговоров по срокам работы военных баз России в Батуми и Ахалкалаки. Грузинские власти, по-прежнему отдающие должное России за ее роль в аджарских событиях, выказывают готовность искать компромиссные решения. Грузинский сопредседатель совместной комиссии по военным вопросам уже известен - это замсекретаря совета национальной безопасности Николоз Вашакидзе. Тбилиси утверждает, что свои военные функции эти базы, на которых служит свыше пяти тысяч военных, уже утратили, так что их присутствие - фактор скорее политический.

Для прежних грузинских властей российское военное присутствие было удобным механизмом воздействия на Москву. Как только в двусторонних отношениях начинали звучать тревожные нотки, Тбилиси напоминал России, что пора выполнить решение Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года и избавить Грузию от российских баз. Новое грузинское руководство готово не политизировать проблему и не спешить, чтобы для российских военных успели подготовить на родине необходимую инфраструктуру. По подсчетам российских экспертов, на достойный вывод военных из Грузии и их размещение в России необходимо до 12 млрд рублей.

Москва оценила этот жест. Во время недавних событий в Аджарии российская база, несмотря на давнюю личную дружбу Аслана Абашидзе с ее командованием, обманула ожидания окружения бывшего главы автономии и сохранила полный нейтралитет. Как только г-н Абашидзе покинул Батуми, в Тбилиси стали говорить, что теперь переговоры о судьбе российских военных в Грузии, в частности в Аджарии, пойдут легче.

Председатель парламентского комитета по обороне и национальной безопасности Георгий Таргамадзе подтвердил "ВН", что действительно "договариваться по базам будет полегче - как с учетом изменений в Аджарии, так и в целом". "В позициях сторон будет больше конструктивизма, - пояснил глава комитета. - Можно договариваться". Однако Грузия по-прежнему настаивает, что базы должны быть выведены в течение трех лет, что втрое меньше срока, определенного российскими экспертами.

Эксперт Кавказского института мира, демократии и развития, специалист по проблемам безопасности в регионе Давид Дарчиашвили сказал "ВН", что после событий в Аджарии Тбилиси действительно готов проявлять большую гибкость в отношении российских баз в ответ на то, что Москва "вела себя вежливо". "Но эйфория пройдет, а проблема баз останется, - подчеркнул политолог. - Оппозиция и СМИ будут регулярно напоминать о них грузинским властям. О сроках можно договориться, например, увеличив их с условием наблюдения грузинских представителей за тем, что там происходит. Сроки пребывания российских военных необходимо также документально оформить".

Прорыв возможен и в сфере подготовки грузинских военных кадров. Сейчас специалисты готовятся для вооруженных сил Грузии или на месте, или в странах НАТО. В середине 90-х годов грузин активно посылали на учебу в российские военные вузы. Потом долг за обучение приблизился к 20 млн долл., платить Тбилиси не спешил, Россия эту благотворительность свернула. В феврале во время визита в Москву президент Грузии Михаил Саакашвили высказался за возобновление подготовки военных кадров в России. Первый заместитель министра обороны Грузии Ираклий Аласания сообщил "ВН", что предстоит урегулирование финансовых вопросов - ведь грузинская сторона должна платить за обучение сама. "Россия представила нам список военных специальностей, по которым можно готовиться в ее вузах, - сказал г-н Аласания. - Мы выбираем. Это солидные суммы, которые надо учесть в нашем бюджете. Видимо, на первых порах направим от 15 до 20 курсантов".

Опубликовано 25 мая 2004 года

Автор:Михаил Вигнанский