22:15 / 20.05.2004Игорь Иванов со своим "таинственным" визитом - и ясным мессиджем

Вчерашний визит секретаря Совета безопасности своей таинственностью и  конфиденциальностью не имеет, наверное, прецедентов в дипломатической практике и истории Грузии.

Во всяком случае, одна из самых ключевых фигур в правительстве Владимира Путина воздержалась от каких бы то ни было комментариев как до, так и после переговоров с Михаилом Саакашвили, что в любой нормальной стране сочли бы за элементарное неуважение к СМИ. Тем более что интерес, вызванный этим визитом, вовсе не был неожиданностью, если учесть ту роль, которую сыграл Иванов в переломных событиях в Грузии - как в Тбилиси, так и в Батуми.

Хорошо еще, что в Грузии как не старайся, СМИ не зажмешь - это еще никому не удавалось, а то ведь если бы такой "таинственный визит" решили организовать в самой России, то ни один журналист не узнал бы ни о приезде в Кремль грузинского коллеги Иванова, Вано Мерабишвили, ни об отъезде. Смешно даже представить, чтобы в кремлевском дворце журналисты встретили его так, как это было в тбилисской резиденции, где они выпрашивали комментарии и жалобно тянулись с микрофонами.

Что же касается содержания этих переговоров, то, если судить по последующим комментариям и намекам, а также собранным в бывшей канцелярии президента "обрывкам информации", установить основные темы нетрудно.

Прежде всего, это Абхазия. Игорь Иванов прилетел в Тбилиси на три часа в основном, чтобы предупредить грузинские власти, что в Абхазии "революция роз" не пройдет и что любые шаги в этом направлении только осложнят российско-грузинские отношения. Трудно, конечно, представить, чтобы в Москве не понимали, что грузинские лидеры не питают иллюзий типа "Придем в Абхазию с розами", а возвращать потерянные территории путем войны в ближайшем будущем тоже не намерены. Но батумские события вызвали настолько паническую реакцию в Цхинвали и Сухуми (наше общество до сих пор еще не осознает, что эти несчастные, живущие в "победивших республиках", пребывают в вечном страхе), что Москва была просто обязана откликнуться на их мольбу о помощи. Тем более, если учесть не менее истерическую реакцию (но уже совсем другого рода) российского истеблишмента: это что же будет, если Грузия и впрямь встанет на ноги и "родная держава" потеряет там свои позиции! О такой реакции свидетельствует, в частности, показанная в воскресенье по первому (!) российскому телеканалу жуткая передача об Абхазии - таких передач в российском эфире не бывало даже во время абхазской войны.

Словом, Иванов попросил президента и премьера Грузии не спешить с принятием решительных мер в Абхазии, а взамен (это стало уже традицией) обещал нам усилить посреднические усилия России. В ближайшем будущем в этом направлении и впрямь ожидаются определенные новости. Дипломатия Иванова явно несла в себе скрытую угрозу - в основном, относительно задействования энергетических и экономических рычагов. Можно не сомневаться, что в случае возобновления военных действий в Абхазии Москва в самом деле задействует и эти рычаги (открыто), и рычаги военные (тайно). Тем более что "сдача" Аджарии - как расценил батумские события Константин Затулин - и без того уже отрицательно отразилась на рейтинге президента Путина - и это в то время, как в его окружении все более активно говорят о продлении второго президентского срока на три года.

Но Иванов не ограничился обсуждением абхазской темы. Россия довольно сильно ревнует к саммиту ГУУАМ, который состоится в Батуми, и будет не прочь присутствовать на саммите в качестве наблюдателя - если попросит Грузия. Правда, в данном случае желания и согласия Грузии будет недостаточно, так как в Киеве и Баку эта идея традиционно встречает негативную реакцию. И это не удивительно: "С Россией мы и так вместе состоим в СНГ, к чему нам тогда еще одна организация".

На встречах с Ивановым рассматривался и вопрос об экономическом форуме с участием самых влиятельных российских бизнесменов. Уже стало определенной традицией, что Россия рассматривает свои инвестиции в соседние страны не иначе, как с точки зрения безопасности (т. е. как стратегические мероприятия). Так что было бы неудивительно, если б Иванов живо заинтересовался возможностями российских капиталовложений в чиатурские предприятия и завод ферросплавов.

Как видно, наряду со сдерживанием Грузии на абхазском и "южноосетинском" направлении, краеугольным камнем "кавказской политики" Москвы становится активная, агрессивная инвестиционная политика (в том числе по схеме "акции за долги").

Можно не сомневаться, что ресурсов у нее на это хватит - причем самых разных, особенно в тех условиях, когда цены на нефть перешагнули за катастрофический (в недавнем прошлом фантастический) рубеж в 40 долларов за баррель. И горько ошибается тот, кому кажется, будто зафиксированные на нью-йоркской фондовой бирже цифры ничего не значат и никак не повлияют на судьбу наших бедных абхазских соотечественников, ютящихся в бывшей гостинице "Иверия".

Заза Кирвалидзе

Опубликовано18 мая 2004 года.

Перевод - Российско-грузинский аналитический сайт www.pankisi.info

Автор: