Пренебрежение минной опасностью приводит к новым трагедиям. Как зона затяжного вооруженного конфликта Чечня стала одной из самых минооопасных территорий на Северном Кавказе. Войны заканчиваются, а эта проблема остается актуальной еще многие годы. Мины и неразорвавшиеся боеприпасы в Чечне можно встретить практически везде: в развалинах полуразрушенных зданий в городах, на полях, в поймах рек, в окрестностях населенных пунктов и лесных массивах.
На сегодняшний день в республике только мероприятия по информированию жителей республики о минах и об опасности, которая влечет за собой пренебрежение мерами предосторожности, могут в какой-то степени защитить мирное население от очередных несчастных случаев. Предусмотреть все возможные ситуации риска, в которых могут оказаться люди, сложно, но можно дать им соответствующую информацию, советы и предостережения. А то, как правильнее всего реагировать на опасность лучше всех могут рассказать те, кто однажды прошел через это.
В силу своего природного любопытства и неосторожности большей частью жертвами мин и различного рода взрывчатых веществ становятся дети. Мовсару Пашаеву едва исполнилось 11 лет, когда с ним произошло это несчастье. В тот день они вместе с соседскими ребятами как обычно "убивали" время, бесцельно слоняясь по улицам родного микрорайона.
Довольные тем, что впервые после долгих дождливых дней им удалось выбраться из дома, ребята не заметили, как случайно забрели на незнакомую улицу. Возле одного из полуразрушенных домов мальчики наткнулись на небольшую кучку мусора. Внимание ребят сразу же привлек сверкающий на солнце металлический предмет, который выглядывал из-под груды кирпичей.
Как рассказал потом Мовсар, раньше никогда не доводилось видеть настоящие снаряды, и ему безумно захотелось посмотреть, что же они из себя представляют. Осторожно взявшись за торчащий из-под мусора конец, он медленно потянул железку к себе. То, что произошло после взрыва, мальчик уже не помнит. В себя Мовсар пришел только на следующий день, лежа на больничной кровати.
Ампутация обеих рук, многочисленные осколочные ранения грудной клетки и повреждение левого глазного яблока. Вот цена извечного детского любопытства и пренебрежения очевидной опасностью.
Специалисты отмечают, что игры детей во "взрослые игрушки" становятся самой распространенной причиной подрывов в современной Чечне. Однако не меньше несчастий и проблем мирному населению приносят и мины, замаскированные под привычные бытовые предметы. Или мины-ловушки как их обычно называют.
Восьмилетняя Асет Махмаева из станицы Наурская оказалась в числе таких жертв. В один из декабрьских дней она вместе с младшей сестренкой попросилась на улицу погулять. В тот день было немного холоднее, чем обычно, и на улице почти никого не было. Внимание изнывающих от скуки детей привлекла зажигалка, которая валялась рядом с кучей гравия.
Наверное, кто-то уронил и не заметил, подумала Ася и тут же решила забрать находку с собой. Если что, можно будет кому-нибудь подарить - мало ли для чего может пригодиться. Маме, например, вместо спичек на кухне.
Взрыв прогремел в тот момент, когда, придя домой, Асет попыталась достать "новую игрушку" из кармана, чтобы показать ее матери. Вбежавшие в комнату родители увидели, как она вся, истекая кровью, держит вытянутые вперед руки. На них не было кистей. В местной больнице, куда Ася была доставлена с минно-взрывной травмой лица и без кистей обеих рук, ей спасли жизнь, но вернуть девочке зрение врачи не смогли.
Эта трагедия - одна из серии подобного рода происшествий, которые в нынешней Чечне далеко не редкость. Уже отмечены сотни случаев подрывов мирных людей на минах-ловушках. Все коварство таких мин заключается в том, что их нередко маскируют под различные бытовые предметы (зажигалки, ручки, игрушки). Подобное разбрасывание мин-сюрпризов на улицах городов и сел Чеченской Республики имеют в настоящее время систематический характер.
Предусмотреть все возможные варианты мин-ловушек, и вынести по каждому из них рекомендации, невозможно. Единственное, что в таких случаях могут посоветовать специалисты - быть внимательными. Никогда не подбирать на улице бесхозные вещи и предметы, какими бы привлекательными на первый взгляд они не выглядели.
К сожалению, было бы ошибкой полагать, что взрослые в отличие от детей всегда адекватно реагируют на минную опасность. По данным статистики, более 70 процентов случаев подрыва на минах встречаются среди лиц в возрасте от 16 до 40 лет. Как правило, наибольшему риску люди подвергаются во время занятий сельским хозяйством и наиболее традиционными для региона видами сезонных работ. Сенокос, выпас скота, сбор черемши или лесных фруктов и ягод.
Иногда безысходность и отсутствие другого способа заработать толкают людей на сознательный риск. "Нет возможности прокормить семью", "нечем отапливать дома, денег, чтобы купить, нет" - вот некоторые из аргументов, которые вынуждают людей рисковать.
Недавняя трагедия с массовым подрывом на противотанковой мине в лесном массиве вблизи селения Бамут, случай из этого ряда. 27 февраля 2004 года группа местных жителей, в основном из села Самашки и станицы Ассинской, поехали за черемшой. На обратном пути автомашина ГАЗ-53, на борту которой находились 14 человек, застряла в грязи и забуксовала. К несчастью, именно на этом месте под землей была зарыта противотанковая мина, и колесо буксующей машины случайно ее задело.
В результате взрыва семеро пассажиров грузовика скончались на месте. Остальные - с различного рода осколочными ранениями были доставлены в районную клиническую больницу. Как призналась одна из пострадавших (имя по ее просьбе не упоминается) собираясь в поездку, они отчасти понимали, что дороги в лесах часто минируются. "Но в большинстве сел это единственная возможность хоть как-то заработать на жизнь. Мы каждый год ездили в Бамут собирать черемшу, и ничего с нами не случалось. На средства, вырученные от ее продажи, покупали детям самое необходимое из одежды. О возможных последствиях, как правило, начинаешь думать, только когда оказываешься в нескольких шагах от смерти", - признается она. - Теперь я понимаю, что самое дорогое для человека это жизнь и никакие материальные выгоды не оправдывают риск, которому мы себя подвергаем".
Немало по Чечне и случаев подрыва людей при заготовке дров, которые в некоторых районах республики собирают круглый год. Это происходит в силу разных причин: для одних это просто неосведомленность, безысходность или самоуверенность - для других. Большинство людей просто не способны осмыслить последствия рискованных действий.
В подобных случаях очень сложно предостеречься от возможной опасности. Никто не может точно сказать насколько опасно то или иное место. Как правило, минные участки в Чечне не маркируются и не заграждаются. Однако прежде, чем выехать на незнакомое место, нужно хорошенько подумать, велись ли здесь боевые действия, были ли обнаружены остатки военного снаряжения, или их детали. Расположено ли это место вблизи стратегически важных объектов или бывших позиций военных. Насколько часто случались в том месте происшествия, связанные с минами или неразорвавшимися боеприпасами, и были ли здесь замечены признаки присутствия военных. Зная, что все вышеперечисленное является признаками опасной территории, лучше изменить свой маршрут или намерение.
Опубликовано 5 мая 2004 года 2004