Россия осуществила в Аджарии тактический ход, но это и стратегический ход", - говорит сотрудник вашингтонского Института Брукингса, эксперт Фиона Хил. О каком стратегическом ходе идет речь? На прошлой неделе на этот вопрос пытались ответить международные медиа. Информационные агентства почти всех стран подчеркивали, что мирный исход двух революций в Грузии - ноябрьской и майской - заслуга двух гигантов, России и США, результат сделки между этими странами.
"Последний оплот России в Грузии - Абашидзе - говорил по телефону сперва с представителем администрации Белого Дома, а затем - с представителем Кремля. От обоих он получил один совет: уходи", пишет "Уолл-Стрит Джорнал".
В этом году Россия уже дважды выполняла в Грузии историческую миссию - в первый раз, когда мирно завершилась ноябрьская революция и Шеварднадзе добровольно ушел в отставку, а во второй - 5 мая, когда напряженная ситуация в Аджарии разрядилась без кровопролития и российский вертолет повлек "феодала" Абашидзе на север.
В обоих случаях роль посредника между конфликтующими сторонами выполнял появлявшийся из России Иванов - в последний раз в ранге руководителя российского Совета национальной безопасности, а в ноябре - в качестве министра иностранных дел.
Комментарии экспертов
Что же произошло в реальности и почему северный сосед так потеплел? По мнению российских экспертов, Россия еще раз подчеркнула, что ею вовсе не движут имперские стремления и нестабильность в Грузии не в ее интересах. "Мы продемонстрировали мужество и государственное мышление", - говорит эксперт одного из влиятельных исследовательских центров России Алексей Малашенко.
Правда, западные эксперты не разделяют мнения Малашенко. Ведущие средства массовой информации Европы и Америки считают, что президент Путин просто не имел другого выбора - особенно на фоне того, что Кремль использовал в ООН право вето при рассмотрении вопроса о Кипре, чем просто провалил идею объединения острова. Объединение Кипра поддерживал весь цивилизованный мир, и в первую очередь, США и Великобритания. Многие надеялись, что с развалом СССР и окончанием холодной войны решится и кипрская проблема. Американская дипломатия много потрудилась для решения этого вопроса, да и Евросоюз призывал объединенный Кипр в свои ряды. Труды Европы и Америки пропали даром, и в адрес России возникла серьезная агрессия.
"Если б на Кавказе создалась конфликтная ситуация, в этом обвинили бы только Россию, подняв заодно и кипрский вопрос. С России спросилось бы за это на июньском саммите НАТО", - говорит американский эксперт Фиона Хил. Эксперты считают, что Москва на этом фоне попыталась восстановить свой имидж и убедить мир в том, что она не идет против общего течения.
Правда, как отмечает "Уолл-Стрит Джорнал", со стороны Путина этот шаг вовсе не был бескорыстным. "Соглашение между двумя государствами - историческими конкурентами, не поделившими каспийские прииски, не может быть бескорыстным. Путин долго торговался с Бушем насчет Абашидзе и получил определенные дивиденды".
В результате одной из таких сделок, по информации американской прессы со ссылкой на дипкорпус, Россия получила от США гарантии, что революционный пыл Саакашвили, направленный на Абхазию и Южную Осетию, будет несколько охлажден. Правда, европейские эксперты отмечают, что обещания Буша могут оказаться условными и в решающий момент он может нарушить договор.
Впереди - Абхазия
Грузинская сторона считает, что успешная аджарская революция придала новый импульс революционной политике президента Саакашвили, что отразится и на Абхазии. Заявления президента о контролируемых Россией территорий вызывают в Кремле агрессию. Если даже ничего не говорить о резких высказываниях Владимира Жириновского и политиков его типа, нельзя не принять во внимание оценки и заключения такого влиятельного центра стратегических исследований, как "Панорама". Этот центр дает рекомендации правительству Путина. Президент "Панорамы" Владимир Прибыловский отмечает: "Россия могла уступить Аджарию, не потеряв при этом лица и равновесия, но Абхазия - это ведь совсем другая ситуация?" Позиции российского консультанта подкрепляет вице-премьер сепаратистского режима, отмечая, что любая попытка переноса "революции роз" в Сухуми закончится кровопролитием.
Российская пресса отмечает и то, что представления о связях Абашидзе с Путиным были преувеличены, а то, что Россия не поддержала аджарского феодала, вовсе не означает, что она не имеет притязаний на Аджарию и в целом на Грузию. "Путин ведь удалял от своего двора феодалов вроде Абашидзе - предводители кланов ему несимпатичны, он предпочитает дружить с правителями типа Саакашвили", - отмечает Прибыловский.
Два комментария
Леван Бердзенишвили, "Национальное движение": "Грузинское руководство сумело использовать российский фактор в свою пользу. Россия действительно сделала этот шаг в ответ на соответствующее соглашение. Но уверяю вас, это не было какое-то масонское соглашение между двумя странами. Мы обещали России, что будем серьезно контролировать грузино-российскую границу и не пропустим, например, из Панкисского ущелья какую-нибудь вооруженную банду. Это было сказано открыто и без каких-либо секретных договоров. А в знак дальнейшего сотрудничества Грузии и России скоро будет упрощен визовый режим. Категорически заявляю: за Аслана Абашидзе ничем особенным заплачено не будет - ничем таким, что противоречит интересам Грузии".
Тинатин Хидашели: "Не думаю, что отношения между Грузией и Россией потеплели. Просто с российской стороны были прагматические расчеты. Когда в России поняли, что альтернативы уходу Абашидзе нет, там решили предстать на международном политическом поприще гарантом мира. Это развеяло бы впечатление, что Россия пытается инициировать сепарационные процессы, способствует развязыванию гражданской войны в Аджарии и т.д. Четкая позиция Америки не оставила им возможности выбора, поэтому они и решили сыграть положительную роль".
Благодарность и будущее
Сегодня президент Саакашвили и премьер-министр Зураб Жвания благодарят Россию за миротворческую миссию, но ничего не говорят о том, какой будет судьба той миротворческой миссии, которую разместил Путин в виде военных баз на аджарской территории, вывода которых, следуя соглашению, принятому на Стамбульском саммите, справедливо требуют США и Евросовет. Грузинские политики говорят, что со временем вопрос "голубых касок" урегулируется. Корпус российских конфликтологов отвечает на отрицательно.
Если Америка и Россия договорятся насчет Аджарии, интересно, как они договорятся о российских экономических интересах в Аджарии и конкретно в батумском порту. Известно, что у Гарри Лучанского есть финансовые замыслы, связанные с Аджарией. Именно он является одним из косвенных владельцев "Аллегра Транса" - хозяина батумского нефтяного терминала. Ресурсы Аджарии привлекают и мэра Москвы Юрия Лужкова. Он вложил в аджарскую недвижимость много средств. Так что нашему северному соседу не так-то легко будет отказаться от собственных экономических интересов и аджарских миллиардов. США же в лице Грузии приобретают стратегического партнера, который может обеспечить успех проекта Баку-Тбилиси-Джейхан. Америка заинтересована в нефтеперевозках через батумский порт. "Это хороший шанс привлечь инвесторов, и Россия просто не сможет с этим примириться", - пишет "Уолл-Стрит Джорнал".
Русико Гигашвили
Опубликовано 10-16 мая
Перевод - Российско-грузинский аналитический сайт www.pankisi.info