Накануне парламентских выборов в Южной Осетии лидеры непризнанной республики все чаще говорят об опасности экспорта "революции роз", столь полюбившейся нынешнему руководству Тбилиси. Грузинская правящая элита сейчас находится в очевидной эйфории - в столице ежедневно звучат предположения о необходимости использования опыта, накопленного в ноябре прошлого года, когда ушел в отставку президент Эдуард Шеварднадзе, и в начале мая, когда был свергнут аджарский лидер Аслан Абашидзе, в мятежных Абхазии и Южной Осетии. И выборы для этого самый удобный повод. Но если Абхазия будет голосовать за президента только в октябре, то в Южной Осетии парламентские выборы состоятся уже 23 мая. Более того, в конце апреля МВД Грузии уже открыло дополнительные отделения полиции в грузинских селах Южной Осетии Эредви и Курта. В Цхинвали это восприняли как подготовку "пятой колонны" на случай реализации силового сценария.
"Мы внимательно следили за событиями вокруг Аджарии, - заявил корреспонденту газеты "Время новостей" председатель парламента Южной Осетии Станислав Кочиев. - Понимаем, что за заявлениями Тбилиси о необходимости восстановления территориальной целостности Грузии могут последовать определенные силовые действия. Но лучше добиваться прогресса в урегулировании грузино-осетинского конфликта путем переговоров при поддержке России и ОБСЕ. Никакой революции здесь не будет. Тем более что с 1992 года здесь находятся российские миротворцы, которым мандатом предписано предотвращать любые эксцессы".
Подавляющее большинство населения непризнанной республики, провозгласившей независимость в 1990 году, граждане России. Цхинвальские власти давно взяли курс на интеграцию с Северной Осетией. Понятно, что к попыткам "экспорта революции" в данном случае российская сторона не сможет отнестись безучастно. Парламент Северной Осетии в начале мая выступил с заявлением о том, что в случае угрозы безопасности Южной Осетии со стороны Тбилиси Владикавказ примет соответствующие меры в поддержку Цхинвали.
В Южной Осетии заинтересованы в поддержании постоянного переговорного процесса, и Россия пока оправдывает надежды лидеров непризнанной республики. Уже завтра в Тбилиси посол МИД России по особым поручениям, сопредседатель Смешанной контрольной комиссии (СКК) по грузино-осетинскому урегулированию Михаил Майоров проведет рабочую встречу с коллегами от Тбилиси, Цхинвали и Владикавказа. В конце же мая планируется масштабное заседание комиссии.
По словам Станислава Кочиева, в Тбилиси должны рассматривать "как жест доброй воли" ту квоту, что выделяется в парламенте Южной Осетии для депутатов от грузинского населения. В 90-тысячной непризнанной республике грузин - пятая часть. В парламенте Южной Осетии 34 места, и четыре из них отданы депутатам-грузинам. Однако президенту Грузии Михаилу Саакашвили одной лишь квоты недостаточно. Он уже заявил, что Тбилиси намерен решать проблемы с Сухуми и Цхинвали "мирно, но настойчиво".
"Революция в Цхинвали не пройдет"
Секретарь совета безопасности непризнанной республики Джемал КАРКУСОВ в интервью собкору газеты "Время новостей" в Грузии Михаилу ВИГНАНСКОМУ комментирует ситуацию, складывающуюся сегодня в Цхинвали.
- Как готовятся в Южной Осетии к экспорту "революции роз"?
- Наши правоохранительные органы уже переведены в соответствующий режим службы. Армия наша - в полном порядке. Усилим контроль на границе с Грузией. Нам приходится в такое время принимать меры безопасности, тем более в связи с приближением парламентских выборов.
- Возможен ли в Южной Осетии сценарий, который был разыгран в ноябре минувшего года в Тбилиси и в мае нынешнего в Батуми?
- Революция в Южной Осетии не пройдет. Ведь в Аджарии живут те же грузины. Там все было предсказуемо. Здесь осетины, пусть это учтут в Тбилиси, если что-то задумывают.
- Существует ли опасность "размораживания" вооруженного конфликта?
- Попытки провокаций не исключены. Но не только в Южной Осетии, но и в Грузии осознают, к каким последствиям может привести конфликт. Нашим народам не нужна новая война.
Опубликовано 13 мая 2004 года