В Москве начался третий раунд переговоров о достойном и безопасном возвращении беженцев в Абхазию. В переговорах впервые приняла участие абхазская сторона в лице Сергея Шамбы. Московским переговорам предшествовали встречи в Сочи и в Женеве, после которых Гога Хаиндрава и Сергей Шамба остались довольны друг другом. Стороны пришли к совместному решению подключить к московскому раунду Сухуми.
Прибывший в Москву Сергей Шамба считает, что конструктивизм, появившийся в переговорах - это заслуга президента Грузии, и выражает удовлетворение тем, что и ООН, и офис Верховного комиссара тоже приложили большие усилия, чтобы началось движение к выходу из десятилетнего тупика. Вместе с тем он с сожалением отмечает, что в этом долгожданном процессе доминирует политика и грузины требуют полного восстановления юрисдикции Грузии в Гали до возвращения беженцев.
По комментариям грузинской стороны, московский формат подразумевает после первого этапа третьего раунда выработку специального протокола о достойном и безопасном возвращении беженцев. Документ будет называться "протоколом обеспечения", он будет включать определенные гарантии со стороны участников конфликта. На московских переговорах будут рассмотрены юридические и организационные вопросы возвращения вынужденно перемещенных лиц. Грузинская делегация выражает уверенность, что стороны приступят к решению этих проблем по-государственному. Как комментирует Георгий Хаиндрава, речь будет идти о конкретных людях и их судьбах, то есть на московских переговорах на первый план выступает человеческий фактор. По словам Хаиндрава, процесс, начатый в Москве, решит два важных вопроса: первый - о регистрации беженцев с активным участием международных организаций, второй - о безопасности беженцев, возвращающихся в Гали.
"24 саати" представляет соображения Сергея Шамбы о главных проблемах переговоров: "Грузинская сторона излишне политизирует вопрос возвращения беженцев. Эти же самые проблемы мы имели и десять лет назад. Грузинская сторона и сегодня ставит те же вопросы: куда, в какие условия, под юрисдикцию какой страны вернутся беженцы. Мы изъявляем готовность конкретно рассмотреть проблему безопасности возвращающихся в Гали беженцев совместно с группой мониторинга ООН под активным контролем международных организаций. Раньше этому процессу мешали грабежи действовавших в Абхазии "Белого легиона" и "Лесных братьев", что отмечала и группа мониторинга ООН. Сейчас ситуация изменилась, но мы все же требуем участия смешанной группы, которая будет контролировать этот процесс. Мы готовы приступить к регистрации беженцев. Главное, чтобы сейчас нам не помешали политические аспекты. Встречей с Хаиндрава в Женеве мы очень довольны".
Заместитель министра иностранных дел Грузии Мераб Антадзе не согласен с позицией Сергея Шамбы по поводу якобы излишней политизации рассматриваемого вопроса.
Конкретная дата возвращения беженцев в Гали пока не называется, наверное, все выяснится после оформления вышеупомянутого протокола.
"Процесс начался", - заявляет Шамба. "Процесс начался", - радуется Хаиндрава. Процесс начался и десять лет назад, и тогда тоже были разговоры о достойном возвращении беженцев. Но между старой и новой ситуациями есть и разница - впервые в этом бесконечном процессе переговоров г-н Шамба с определенной симпатией упоминает готовность новых властей Грузии к конструктивным переговорам.
Что касается российских дипломатов, на московских переговорах российская сторона по-прежнему сохраняет за собой функцию медиатора-миротворца и избегает резких заявлений.
Русудан Никурадзе,
соб.кор., Москва
Опубликовано 27 апреля 2004 года
Перевод веб сайт Рankisi.info