18:14 / 27.04.2004Илюмжинов объявляет нам шахматную войну

История с проведением в Аджарии женского чемпионата мира по шахматам приобретает напряжение детективного сериала. Официальный Тбилиси исчерпал все дипломатические средства, чтобы довести до мировой шахматной элиты, что он против проведения чемпионата в автономной республике потому, что в Аджарии нарушаются права человека, действуют незаконные вооруженные формирования, местная военная бригада вышла из подчинения Министерства обороны, не проводится дополнительный тур общенациональных выборов и т. д., и т. п.

Министерство иностранных дел даже послало специальную ноту Международной шахматной федерации и отказалось выдавать визы, а это значит, что если шахматистки почему-то решат все-таки ехать в Батуми, им придется проникать в Аджарию "партизанскими методами" - через Турцию, используя воздушный коридор и т.п. По правде говоря, женские шахматы в сравнении с мужскими воспринимаются так же серьезно, как женский футбол. И если Илюмжинов непременно хочет превратить все в анекдот, он этого запросто добьется.

Вопрос: для чего все это Кирсану Илюмжинову? Такое упорство и впрямь кажется подозрительным. Кроме чисто спортивного интереса и личной дружбы с Асланом Абашидзе, у него явно есть и другие мотивы. Не нужно забывать, что Кирсан Илюмжинов - президент Калмыкии, одной из республик Российской Федерации, годами имевший с Москвой примерно такие же отношения, как Аслан Абашидзе с центром.

Исходя из этого, нельзя исключить момента определенной "партикуляристской солидарности". Предположительно только этим и объясняется, что руководитель Международной шахматной федерации не хочет избежать международного скандала, политизации шахмат и шумихи в мировой прессе и упрямо продвигается к своей главной цели. Да так, что прекрасно можно понять: проведение в Батуми мирового чемпионата в сегодняшних условиях явно станет политической акцией, что бы он там ни говорил о деполитизации шахмат и невмешательстве в политические дела. Смешными кажутся аргументы, что шахматная федерация не располагает средствами для проведения турнира в какой-нибудь другой стране и потому "точка возврата" уже пройдена, перенос турнира будет катастрофой и т. д. Можно подумать, что речь идет о переносе футбольного чемпионата или летних олимпийских игр. Сколько-нибудь престижные гостиницы любой страны (хотя бы четырехзвездочные) с удовольствием проведут подобное мероприятие на свои средства хотя бы ради рекламы. То есть спортивная или финансовая сторона тут ни при чем - Кирсан Илюмжинов явно выполняет политический заказ. Заказчики же должны находиться в той самой стране, которая, будучи заинтересованной в росте напряженности в Грузии, старается подлить масло в огонь.

Нетрудно было просчитать, что на пике обострения этой напряженности поездка Кирсана Илюмжинова в Батуми и оформление контракта без согласования с грузинским правительством будут восприняты официальным Тбилиси как вызов. Да еще такого контракта, в составлении которого официальный Тбилиси не принимал никакого участия.

Некоторые руководители грузинской шахматной федерации угрожают санкциями почему-то именно Грузии. Трудно представить себе что-либо более абсурдное: если грузинский министр по делам культуры и спорта заявляет, что ничего не знал об оформленном в Батуми контракте между Кирсаном Илюмжиновым и Асланом Абашидзе, непонятно, почему ответственность (и соответственно, санкции) ложатся на ту сторону, которая ни за что не несет ответственности, ибо никаких соглашений с шахматной федерацией не оформляла. По элементарной логике, санкции полагаются той стороне, которая оформила контракт без согласования с центральной властью. Однако Кирсан Илюмжинов, явно по политическим причинам, считает эти аргументы недостаточными и приложит все усилия, чтобы создать Грузии максимальные проблемы - пусть хоть шумихой в мировой прессе.

Нукри Лебанидзе

Опубликовано 21 апреля 2004 года

Перевод - Российско-грузинский аналитический сайт www.pankisi.info

Автор: