В ближайшие дни в Азербайджане будет принята национальная программа по борьбе с треффикингом - торговлей людьми. Эта проблема приобрела угрожающий размер и грозит вылиться в санкции против страны. В Уголовном кодексе Азербайджана до сих пор нет статьи, предусматривающей наказание за эксплуатацию людей в корыстных целях и их продажу. Следовательно, нет реальной возможности судить преступников, занимающихся треффикингом детей и женщин. Азербайджан, между тем, является не только "поставщиком", но и "получателем" рабов. Например, сестры 16-летняя Асель и 14-летняя Мария были спасены после 2-месячного рабства благодаря усилиям бакинского и бишкекского офисов Международной организации миграции (IOM), а также Центра правовой помощи мигрантам (ЦППМ).
Девушки усилиями некой Медины Алиевой в январе нынешнего года попали из Бишкека (Кыргызстан) в город в Гянджу в Азербайджане, где их использовали в качестве проституток. "Нам сказали, что в Гяндже можно заработать большие деньги. Мы поверили и приехали с Мединой в Азербайджан, - рассказывает старшая из сестер. - В Гяндже мы принимали ежедневно 3-4 клиента, но нам ничего не платили". Выяснилось, что за каждую привезенную в Азербайджан девушку Медина получала по 500 долларов США. Как сообщил IWPR следователь управления полиции Гянджи Шахин Садыгов, Медина Алиева и ее сообщники не были арестованы, поскольку имеют малолетних детей. Он добавил, что, согласно действующему закону, их могут судить за различные правонарушения, в том числе "содержание людей в рабстве", однако привлечь их к ответственности за треффикинг невозможно ввиду отсутствия соответствующего законодательства,
Случай Асель и Марии - лишь один из многих, с которыми столкнулись сотрудники ЦППМ в ходе исследования, которое организация проводила в сотрудничестве с университетом имени Джона Хопкинса по заказу Госдепартамента США. Во время исследования Центр изучил дела 96 жертв треффикинга в Азербайджане. В 52 случаях жертвы имели азербайджанское гражданство, остальные являлись выходцами из других стран бывшего Советского Союза. И все же Азербайджан более отправляет, нежели принимает женщин в рабство. Очень часто жертвами треффикинга становятся девушки, "попавшие на крючок" так называемых "фирм по трудоустройству" или брачных агентств. Директор ЦППМ Аловсат Алиев сообщил IWPR, что 28 из 96 женщин, с которыми удалось побщаться в ходе исследования, были проданы в Объединенные Арабские Эмираты. Возраст жертв - 16-30 лет. Судя по имеющимся данным, в настоящее время в ОАЭ находятся более тысячи женщин, проданных в рабство либо эксплуатирующихся в целях проституции. 19 из жертв, опрошенных ЦППМ, были проданы в Пакистан. По словам этих женщин, их заставляли обслуживать, как минимум, 3-4 клиента в день, однако весь их суточный "заработок" - 500-600 долларов - шел в карманы "боссов". Клиенты не используют контрацептивов, так что 11 из 19 опрошенных женщин вернулись из Пакистана беременными. ЦППМ имеет основания полагать, что в Пакистане в условиях рабства содержатся более 500 азербайджанских гражданок. Почти все девушки, с которыми беседовали сотрудники ЦППМ, говорили о жестоком обращении. Некоторых из них заставляли принимать наркотики, другим угрожали оружием. Своих "боссов" девушки знают только по имени - Алия, Дильшад, Фатима, Регина, Фарида. Каждый раз эти "предпринимательницы" привозили из Азербайджана по 4-5 новых девушек.
"Моя виза уже была просрочена, - рассказывает одна из пакистанских "рабынь" - 22-летняя азербайджанка Нармина. - После того, как я некоторое время проработала на "босса" - ее звали Региной, она бросила меня в отеле, не заплатив за проживание, и уехала в Баку за группой новых девушек. Тогда я позвонила нескольким "нормальным клиентам", встретилась с ними и рассказала о своих проблемах. В течение нескольких дней я собрала денег на транспортные расходы и, сдавшись на милость сотрудников миграционной службы, вернулась в Баку. Я обратилась в полицию, но Регину так и не нашли". Случай Нармины можно считать редким, поскольку многие из жертв предпочитают не обращаться в полицию - слишком часто стражи правопорядка не делают различий между жертвами треффикинга и проститутками.
Вообще, жертвы треффикинга в Азербайджане часто становятся объектом осуждения. Немалую роль в этом играют и СМИ. Согласно результатам исследования, проведенного бакинским офисом IOM в 2003 году, в течение шести месяцев было опубликовано более 120 статей, посвященных проблеме или же отдельным случаям треффикинга. Большинство статей, изученных экспертами, сообщали о жертвах треффикинга негативную информацию. Учитывая сложившиеся в обществе стереотипы, многие ставшие жертвами треффикинга женщины не решаются сообщать в полицию о своих злоключениях. К тому же, по их же словам, они не верят в торжество справедливости.
Заместитель министра внутренних дел Азербайджана Орудж Залов в беседе с корреспондентом IWPR сказал, что готовящаяся национальная программа предусматривает полномасштабную борьбу против треффикинга, а также адаптацию азербайджанского законодательства к международным конвенциям. Вместе с тем он отказался раскрыть детали этой программы, сказав, что "элементы программы не будут обнародованы и после подписания президентом". "Мы не хотим, чтобы эти "боссы" узнали о методах борьбы с ними", - добавил он.
Ситуация к сегодняшнему дню усугубилась настолько, что политический советник посольства США в Баку Лора Хруби выступила с предупреждением о возможном включении в этом году Азербайджана в соответствующий доклад Госдепартамента США как страна, "имеющая значительные проблемы" в этой сфере. Это может привести к определенным санкциям в отношении Азербайджана, в особенности, если в отчете будет указано, что страна не борется против этого явления. Лора Хруби уточнила, что термин "страна со значительными проблемами" используется для определения стран, где ежегодно происходит не менее 100 случаев треффикинга. "Мы не хотели бы, чтобы против Азербайджана были приняты санкции, - сказал IWPR заместитель главы бакинского офиса ОБСЕ по политическим вопросам Робин Сиворд. - Поэтому наше пожелание состоит в том, чтобы программа была принята в скорейшем будущем и реально работала".
Хадиджа Исмайлова, редактор газеты "Now", Баку
Опубликовано 22 апреля 2004 года