Хотя президент Армении и пытался убедить российскую общественность в том, что "никто не мешал оппозиции проводить митинги и сидячие демонстрации", на самом деле в отношении некоторых участников этих акций правоохранительные органы прибегали к беспрецедентным шагам. Об этом "Аравот" беседует с защитником прав человека Армении Ларисой Алавердян. "Если во время митингов не будут перекрываться важные транспортные узлы, никто не намерен мешать оппозиции выражать свое мнение", - заявил в интервью "Известиям" Роберт Кочарян. Между тем активистов оппозиции стали задерживать еще до того, как была перекрыта часть проспекта Баграмяна. Причем многие из них доставлялись в полицию за действия, не имеющие отношения к работе транспорта.
10-го апреля полицейские столичного муниципалитета Малатия-Себастия взяли в заложники 16-летнюю Нуне Ашугян с тем, чтобы в участок явилась ее мать, Гаянэ Ашугян, активная участница митингов и демонстраций. В отделении девочка оставалась до поздней ночи, ее отпустили только после вмешательства. Лариса Алавердян не согласилась с использованием в данном случае слова "заложник". Тем не менее она отметила: "Информацию о Нуне Ашугян я получила в тот же день около 10 часов вечера. Сразу же задействовала все свои возможности, и, как мне стало известно, девочку через 2-3 часа отпустили. Я их попросила обратиться к нам, чтоб мы бы вместе выяснили, как все произошло. К сожалению, они не пришли. Между тем основания для привода девочки в полицию были весьма несерьезные. Если она допустила какое-то нарушение, это должно было быть зарегистрировано в решении о принудительном приводе. Между тем данный случай нигде не зафиксирован".
Приведем еще один факт. 15 апреля в полицейское отделение муниципалитета Арабкир был доставлен член Народной партии Армении Артавазд Григорян. Его "вина" состояла в том, что он хотел размножить на ксероксе объявление о проведении 16 апреля митинга оппозиции. Адвокату запретили присутствовать при допросе Григоряна. "Я знаю, что возбуждено уголовное дело по статьям 300, 301, 318 УК РА, - сказала Лариса Алавердян. - Мы немедленно отреагировали на этот факт. Насколько мне известно, Артавазд Григорян был приглашен в полицию, написал разъяснение и был отпущен. Единственное, что может оправдывать подобные действия, это довольно серьезные статьи, на основании которых возбуждено уголовное дело".
Мы обратили внимание омбудсмена еще на один случай. 14 апреля в полицию была доставлена 20-летняя жительница Еревана Марине Акопян. Поводом послужило то, то при переходе улицы девушка нарушила правила движения. Ей сперва сказали, что оштрафуют на 2000 драмов, однако потом полицейские вдруг "вспомнили", что М.Акопян - член партии "Республика" и решили заменить штраф 3-дневным административным арестом. Об этом факте защитник прав человека слышала впервые, хотя пресса сообщала о случае с Марине. "Мы отслеживаем процесс. Несколько раз обращались с запросом, есть ли среди задержанных и арестованных женщины. Нам отвечали отрицательно. Принудительному приводу была подвергнута только руководитель пресс-службы Народной партии Армении Рузан Хачатрян. О Маринэ Акопян у нас сведений нет. Если даже ее отпустили, пусть обратится к нам. Мы не ограничиваемся оперативным вмешательством, а выясняем также основания задержания. Сейчас изучаем судебные процессы - начиная от протоколов полиции и других документов, кончая решениями судов. На этой основе выдвигаем предложения и даем оценки".
А пока представим оценку, которую Лариса Алавердян дала происходящим в последние дни событиям: "Считаю, что полиция зачастую действует неадекватно. Между тем любое ее действие должно быть обоснованно".
Опубликовано 20 апреля 2004 года