23-24 января в Брюсселе прошла конференция: "Европеизация и разрешение конфликтов в Европе". Речь шла среди прочего и о грузине - абхазском конфликте. Участницей данного события была Нателла Акаба, которую мы попросили поделиться впечатлениями.
Брюссель встретил нас довольно мрачной серой погодой и дождем. Но старинный, красивый город, прозванный "маленьким Парижем", как всегда уютен и элегантен. Хотя Бельгия страна в основном трехъязычная, Брюссель говорит по-французски, что, кажется, не очень радует фламандцев - вторую по численности этническую общину Бельгии. Фасады старинных зданий в историческом центре Брюсселя удивительно похожи на тончайшее кружево: так и вспоминается знаменитое брюссельское кружево. И здесь, как и в других европейских столицах, очень много эмигрантов из мусульманских стран - Алжира, Марокко, Пакистана и других. Особенно это заметно на окраинах города, базарах, где и продавцы, и покупатели в основном мусульмане. Кстати, в последние годы в Бельгию эмигрировало много чеченцев и они очень активны: выработали свой план урегулирования "чеченской проблемы" с участием ООН и других международных организаций.
Брюссель не впервые обращается к теме грузино-абхазского конфликта. Несколько подобных конференций уже прошли здесь в прошлые годы, и по их материалам изданы два сборника статей. Организаторы этой конференции - Свободный Университет Брюсселя и Центр европейских политических исследований - сосредоточили свое внимание на следующих географических точках: Кипр, Молдавия и Приднестровье, Грузия и Абхазия, Сербия и Черногория. С абхазской стороны в Брюсселе, помимо меня, присутствовали профессор Вячеслав Чирикба, являющийся, как известно, представителем РА в странах Западной Европы, и Максим Гвинджия, зав. отделом МИД РА.
То, что именно Брюссель не впервые становится местом, где обсуждаются конфликты в Европе понятно: именно здесь находится "сердце Европы", здесь сосредоточены многие европейские институты, мозговые центры. Помимо местных исследователей и аналитиков на конференции присутствовали представители всех сторон перечисленных конфликтов. Не смогли прибыть только представители Приднестровья: оказалось, что у них тоже постоянные проблемы с паспортами и визами. На мой взгляд, конференция проиграла оттого, что молдавская сторона излагала свои взгляды совершенно беспрепятственно, а аргументы приднестровских участников мы не услышали. В кулуарах конференции абхазские представители расспрашивали молдаван, пытаясь лучше разобраться в сегодняшнем состоянии переговорного процесса по Приднестровью. Интересно отметить, что и здесь мы услышали знакомую до боли аргументацию: "Мы даем приднестровцам такие широкие права, каких нет ни у кого, но они почему-то не хотят", "Тираспольский режим построен на авторитаризме и является марионеткой в чужих руках" и т.п.
Лично мне особенно интересно было услышать о сегодняшнем положении дел в другой конфликтной точке - Кипре. Будучи немного знакома с историей этого конфликта, я вижу некоторые сходные черты с нашей ситуацией и похожие камни преткновения. Сегодня появились некоторые интересные моменты, связанные с тем, как влияет начавшийся процесс вступления Кипра в Евросоюз на урегулирование конфликта. Во всяком случае, чувствуется, что этот конфликт из категории периферийных уже переместился в центр внимания европейских структур. А это означает, среди прочего, серьезные инвестиции в страну, которые помогут примирить интересы сторон. Естественно, что туркам-киприотам намного легче отстаивать свои интересы, имея за спиной Турцию - члена НАТО и союзника США.
Было заметно, что события последних месяцев в Грузии вызвали огромный интерес в Европе - в среде политиков, дипломатов, аналитиков. Им явно было очень интересно узнать, как "революция роз" видится из Сухума. Дважды нам пришлось давать интервью Би-Би-Си и отвечать на вопросы о том, какие новые горизонты урегулирования грузино-абхазского конфликта открывает уход Шеварднадзе. Естественно, приходилось разочаровывать журналистов, объясняя, что первые шаги, заявления и кадровые назначения нового президента не дают никаких поводов для эйфории. Есть опасения, что воодушевленные поддержкой западных лидеров новые грузинские руководители могут поддаться соблазну "поиграть мускулами", дабы доказать своему электорату серьезность своих намерений. На брюссельской конференции из уст грузинского политолога вновь прозвучал уже знакомый тезис о том, что крепкая армия и сильное государство заставят "отколовшиеся" регионы вернуться в лоно Грузии. По-видимому, на чужих ошибках никто никогда не учится, предпочитая набивать собственные шишки.
Позиция выступавших на конференции западных исследователей выглядит более или менее сбалансированной. С годами они лучше осознали, что прежние рецепты, основанные на автономии или западноевропейских федеративных моделях, совершенно утопичны. Среди их последних предложений и разработок есть довольно интересные, которые, на мой взгляд, было бы неправильно отметать сходу. Хотя, конечно, надо отдавать себе отчет в том, при существующем уровне политической культуры, вряд ли грузинская политическая элита готова отказаться от политики с позиции силы. И последние заявления "розовых революционеров" относительно Абхазии служат хорошей иллюстрацией этого.
Нателла Акаба.
Опубликовано в апреле 2004 года.