Некогда считавшееся опорой Эдуарда Шеварднадзе азербайджанское население Квемо Картли в только что прошедших парламентских выборах поддержало - не столько по политическому убеждению, сколько из соображений целесообразности - новые революционные власти Грузии.
Лояльность азербайджанцев новому президенту едва ли покажется кому-нибудь естественной, ведь еще совсем недавно они присягали на верность Эдуарду Шеварднадзе. В прошлом лидер Коммунистической партии и министр иностранных дел Советского Союза Шеварднадзе был вынужден уйти в отставку в результате возглавленной Михаилом Саакашвили "революции роз" в ноябре прошлого года, и уже в январе Саакашвили - юрист, получивший образование в Штатах, - принял на себя полномочия главы грузинского государства.
Согласно итогам состоявшихся 28 марта парламентских выборов, за партию Саакашвили "Национальное движение - Демократы" в юго-восточном регионе страны Квемо Картли проголосовали 76 процентов избирателей, тогда как по всей Грузии этот показатель составил ни много - ни мало 67 процентов.
По словам самих азербайджанцев, их готовность поддержать новое правительство, которая на фоне их недавней лояльности старому руководству страны представляется несколько поспешной, обусловлена, прежде всего, характером отношений между их общиной и центральными властями, традиционно строившихся на взаимопонимании.
"У правительства есть сила, и азербайджанцы знают, что, откажись они поддержать его, им перестанут доверять, и в конечном итоге они проиграют. Поэтому у нас нет другого выбора, - сказал в беседе с IWPR заместитель главы администрации города Марнеули Камандар Измаилов. - Мы поддерживали Шеварднадзе. Мы боимся того, что оппозиция, часто меняющая свои взгляды, может использовать нас, а потом просто забыть".
В прошлом залогом такой лояльности частично служила практика подтасовки на выборах голосов. Во время последних по времени выборов также наблюдались многочисленные, хотя и не имевшие систематического характера, нарушения. По словам председателя Центральной Избирательной Комиссии Зураба Чиаберашвили, место имели "вызывающие тревогу" инциденты.
Другим фактором, подвигнувшим азербайджанцев проголосовать за про-правительственный блок, стали некоторые своевременные шаги, предпринятые новым президентом, в частности, его визит в Баку и встреча с азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым в марте. Саакашвили, провозгласивший обеспечение территориальной целостности страны своей главной задачей, еще более расположил их к себе, заявив, что азербайджанское население Грузии, которое составляет около 285 тысяч человек, является ее "национальным сокровищем".
Так или иначе, говорят азербайджанцы, как этническое меньшинство они едва ли могут позволить себе не поддержать волю большинства.
Между тем за последние месяцы их почти автоматическая преданность тем, кто поставлен ими руководить, прошла не одно испытание.
На протяжении нескольких лет бессменным руководителем региона, самыми характерными чертами которого всегда были 100-процентное голосование на всех видах выборов, а также отсутствие каких-либо акций протеста и вообще публичного проявления недовольства, являлся Леван Мамаладзе, считавшийся одной из основных фигур в окружении президента Шеварднадзе. Вскоре после революции он лишился своего поста и, спасаясь от уголовного преследования - его обвинили в коррупции и финансовых махинациях, бежал из страны. А в феврале 2004 года Мамаладзе был объявлен в розыск по линии Интерпола.
"Когда случилась революция, мы очень боялись. Все только и говорили, что новые власти Грузии окажут самое сильное давление на негрузинское население", - сказал IWPR азербайджанец Рафик Гаджиев, представитель NGO "Гейрати", объединяющей этнические меньшинства Квемо Картли.
"Ведь никто никогда не интересовался, был ли Мамаладзе коррумпированным. Мы мирно жили, работали и содержали семьи. Мамаладзе нас уважал, мы часто обращались к нему с просьбами, и он всегда нас поддерживал".
С сентября по декабрь 2003 года регионом руководил Зураб Кобиашвили. На смену ему пришел 32-летний член Национального движения Зураб Меликишвили, который продержался на посту всего два месяца.
Нынешний поверенный президента в Квемо Картли Сосо Мазмишвили был назначен на этот пост только в феврале 2004 года. Активный партиец Национального движения, 30-летний Мазмишвили знакомство со спецификой региона начал со встречи с азербайджанской общиной, составляющей большинство местного населения. "Я заявляю о полном доверии по отношению к вам и беру на себя ответственность за соблюдение прав каждого из вас", - заявил он тогда.
По словам Измаилова, хотя на счету у нового губернатора региона нет пока каких-либо особых достижений, он является частью команды Саакашвили, а потому "мы его все равно поддержим".
По признанию Гаджиева, с тех пор, как во главе региона встал Сосо Мазмишвили, исправилось газоснабжение, да и с поставками электричества дело обстоит лучше. "Мы готовы дать ему время", - сказал он.
"В стране снова есть руководство, и это главное, - продолжил он. - Для нас, азербайджанцев, главное - стабильность".
Между тем Мазмишвили называет преодоление проблемы языкового барьера приоритетным для азербайджанского населения региона, 90 процентов которого не говорит по-грузински.
Он также обязался положить конец нарушениям, связанным с отчуждением земель в Квемо Картли, в результате которых, сказал он, сложилась ситуация, где "несколько азербайджанцев владеют участками земли в 100-700 гектар, а остальные работают наемными рабочими за гроши на богатых азербайджанцев-землевладельцев".
Местные азербайджанцы не говорят о незаконной закупке земель. Но житель Гардабани Али, не пожелавший назвать фамилию, подтверждает, что бывшие власти предлагали азербайджанцам определенные гарантии. "Они держались за нас, а мы за них", - сказал он.
Теа Лобжанидзе.
Опубликовано 1 апреля 2004 года.