Проблемы российской армии уже давно стали предметом обсуждения на разных уровнях. Никто не делает секрета из того, что нерешенных вопросов здесь тьма-тьмущая: дедовщина, бытовая необустроенность частей, боевые и небоевые потери, преступность и дезертирство. Именно об этом накануне призывной кампании говорили на заседании экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Ставропольском крае. Но как было заявлено, цели " ударить" по призыву не было - просто проблемы обсуждались наболевшие, требующие немедленного разрешения.
В заседании приняла участие председатель краевого Комитета солдатских матерей и семей военнослужащих Татьяна Мундеренко. С ней встретился корреспондент "Ведомостей".
- Проблем у нашей армии больше чем достаточно, - говорит Татьяна Георгиевна. - Недавно у меня на приеме была сестра погибшего парня. Александр Каверин погиб в Веденском районе Чечни, причем не от рук боевиков, его застрелил сослуживец, который после отбоя боевой тревоги не прекратил стрелять из автомата. Три пули попали в парня. Он умер на месте. Скоро состоится суд. Но родственникам погибшего от этого не станет легче. Несколько дней назад в Благодарный привезли еще один груз-200. Матери призывников пришли в военкомат с угрозами: они хотят бойкотировать призыв. Как ситуация разрешится, пока неизвестно.
- Какие основные нарушения прав и свобод военнослужащих прозвучали на совещании?
- Было приведено множество фактов, касающихся как солдат, так и офицеров. Некоторые мы обсуждали неоднократно. Как, к примеру, с ситуацией в в/ч 5594. В учебной части внутренних войск который год не было ремонта. А потолок в актовом зале вот-вот обрушится. Но до этого, похоже, никому нет дела. Необходимая на ремонт сумма - 250 тысяч рублей. Таких денег взять неоткуда. Матери солдат приезжали из других регионов страны и просто хватались за головы. Из Свердловской области приехать забрать своих сыновей решили около 200 женщин. Пока ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Еще один факт обнародовал бывший военный прокурор Ставропольского гарнизона, консультант аппарата Уполномоченного по правам человека Виктор Черненко. В одну из частей, дислоцированных в Ставрополе, в ноябре прибыло молодое пополнение, и кто-то из их числа оказался болен пневмонией. Через неделю более 30 процентов личного состава оказались в госпитале с диагнозом - "пневмония". Еще один факт: наших сыновей заставляют выполнять самую грязную работу, причем бесплатно. Достаточно пройтись по гаражным и дачным кооперативам, чтобы все увидеть своими глазами.
- Но надо отметить, что нередко сами солдаты или офицеры становятся причиной творящихся беззаконий.
- Есть по-настоящему страшные ситуации. Например, случай в одной из воинских частей на территории нашего края. Осенью прошлого года туда прибыло молодое пополнение из Кабардино-Балкарской Республики. Уже на следующий день после прибытия сформировалось "землячество" кабардинцев и двое из них жестоко избили солдата, их сверстника, который отказался чистить им сапоги. Причем в помещении, где били солдата, были два командира отделения, заместитель командира взвода. Результат - избитый полтора месяца пролежал в госпитале, два кабардинца загремели в дисбат.
- В чем, по вашему мнению, причина происходящего?
- Причины общеизвестны. В армию призывают лиц, ранее отбывавших наказание за совершение тяжких преступлений, лиц с нездоровой психикой, ребят делят на богатых и бедных. Статистические данные свидетельствуют, что 15 процентов граждан призывного возраста в подавляющем большинстве - жители сельской местности или неимущие горожане.
- Как же избежать таких нарушений?
- Можем лишь обозначить проблему, но не решить ее. С 1 января вступил в силу закон об альтернативной гражданской службе (АГС). Но, согласитесь, его условия совсем не мед. Сначала попробуй докажи, что ты пацифист и не можешь брать в руки оружие. Но и о местах службы вопрос еще не решен. Скорее всего, это будут железнодорожные войска, стройбат, но не гражданские специальности. Больницы, геронтологические центры сейчас не готовы принять альтернативщиков. Во-первых, у них нет общежитий. А во-вторых, нет свободных мест. Люди работают в две-три смены, чтобы получить хоть сколько-нибудь достойный заработок.
- Куда обращаться солдатам или военнослужащим, если их права нарушаются?
- В аппарат Уполномоченного по правам человека или в Комитет солдатских матерей. Мы готовы сотрудничать с властью. Решать наболевшие вопросы и помогать. Мы уверены, что наша армия должна быть сильной. Не надо забывать, что наряду с негативом в армии есть и много положительного. Ребята проходят школу жизни, становятся сильнее, опытнее. А это ничем не заменишь. Мы же в свою очередь будем стремиться, чтобы беззакония в армии было как можно меньше.
Опубликовано 6 апреля 2004 года.