Во вторник в Батуми провалились переговоры между Зурабом Жвания и Асланом Абашидзе о разоружении Аджарии. Михаил Саакашвили пообещал, что это может стать поводом для отставки аджарского лидера и назначения в автономии новых выборов.
На переговоры с Асланом Абашидзе премьер-министр Грузии Зураб Жвания и секретарь грузинского совбеза Вано Мерабишвили специально прилетели из Тбилиси. Главной темой было разоружение Аджарии, которого уже месяц почти безуспешно добивается от Батуми новый грузинский президент Михаил Саакашвили.
За несколько часов до встречи со Жванией к уговорам подключился спецпредставитель генсека Совета Европы в Грузии Пламен Николов, позвонивший главе Аджарии по телефону. "У Абашидзе рабочее настроение, и думаю, что переговоры будут результативными", - успокоил он журналистов. Но рабочее настроение не помогло. Приземлившись в батумском аэропорту около полудня, Жвания и Мерабишвили направились в резиденцию Абашидзе и провели там больше трех часов.
Выйдя от аджарского лидера, Жвания был краток. "Мы ни о чем договориться не смогли. Аслан Абашидзе отказывается разоружиться", - сказал он.
Мерабишвили добавил, что глава Аджарии вообще отказался обсуждать эту тему. "Абашидзе считает, что ему нужны эти незаконные формирования", - заключил он. Чиновники расселись по машинам, и кортеж отправился обратно в аэропорт. Провожать их никто из аджарского руководства не поехал.
Нынешнее наступление на Аджарию Михаил Саакашвили начал в понедельник вечером. Даже на фоне того, что грузинский президент и аджарский лидер и так обычно не церемонятся друг с другом, вчерашнее заявление выглядело совершенно разгромным. Он обвинил аджарские власти в создании собственной незаконной армии из охранников Абашидзе и ополченцев. К тому же с момента последней встречи Саакашвили с Абашидзе в Грузии прошли парламентские выборы, которые аджарская партия "Возрождение" проиграла, показав очень невысокие результаты даже в родной Аджарии. Победа проправительственной партии на чужой территории дала Саакашвили возможность действовать против Батуми куда более решительно, чем он мог позволить себе раньше.
Оружие, которое стало поводом для конфликта, в Аджарии есть и у многочисленной охраны Абашидзе, которую в Тбилиси называют не иначе как незаконным вооруженным формированием, и у так называемых ополченцев. Автоматы достались им еще во время войны с Абхазией, когда аджарские власти на всякий случай вооружили всех желающих. В Аджарии тогда до стрельбы дело не дошло, что ее жители считают личной заслугой Абашидзе. Вчера Саакашвили напомнил, что еще в марте требовал отобрать автоматы и у тех, и у других.
"Если в Аджарии не будет сдано оружие, мы упраздним нынешнее руководство автономии и назначим новые выборы,
- пригрозил Саакашвили. - Мы ведем переговоры с Абашидзе, но вопрос о сдаче оружия не является предметом переговоров. Мы требуем безусловной сдачи оружия, и это не обсуждается. Оружие, находящееся в автономии, - настоящая пороховая бочка. И как должны люди ехать летом на черноморские курорты Аджарии, если прямо там находится эта пороховая бочка? Вдоль пляжа установлены пушки и мины. Как мы можем отправить туда на отдых население Грузии?"
Аджарские силовые структуры Саакашвили приравнял к армии. "Я готов распределить полномочия между центром и регионом специальным законом, - сказал он. - Но ни в каком законе не будет записано, что Аджария может иметь армию. Сегодня у Аджарии есть такое, что не вписывается ни в одно законодательство в мире". По сведениям Саакашвили, незаконная армия вооружена танками, вертолетами, зенитно-артиллерийскими комплексами, установками типа "Стрела" и бронетехникой.
Что касается ополченцев, то тбилисские власти собираются выкупить у них автоматы по 500 лари ($250) за штуку, открыв в автономии специальные приемные пункты. По оценкам Жвании, на это потребуется около миллиона лари, то есть аджарцы, по подсчетам Тбилиси, могут сдать около двух тысяч автоматов. "Люди в Аджарии не хотят автоматы, их им впихнули силой, и они с удовольствием сдадут автоматы за деньги, - сказал грузинский президент. - Если Абашидзе не может это сделать, я заставлю население добровольно это сделать". С блокпостом на административной границе Аджарии, которую Саакашвили удалось пересечь только с третьей попытки, у него особые счеты. По мнению президента, никакого поста там не должно быть вообще. "Если хотя бы одного человека я увижу на Чолоки - сочту, что Аслан Абашидзе не выполняет договоренности с центральным руководством".
Сам Абашидзе не прокомментировал ни заявление Саакашвили, ни итог переговоров со Жванией.
Впрочем, позиция аджарских властей по поводу требований Тбилиси известна. "Непонятно, о каком разоружении должна идти речь, так как в Аджарии нет ракетных установок и стратегических бомбардировщиков", - заявил сегодня председатель аджарского совета министров Ростом Джапаридзе. При этом против того, чтобы грузинские власти выкупили автоматы у ополченцев по $250, Батуми вроде ничего не имеет. "Если речь идет об оружии, находящемся на руках у местного населения, то оно было роздано более десяти лет назад, когда только благодаря народным ополченцам удалось избежать в Аджарии вторжения вооруженных формирований из других регионов Грузии, - сказал Джапаридзе. - Это оружие может быть сдано населением только на добровольной основе".