Кто и зачем приказал использовать армию против мирных граждан Грузии 9 апреля 1989 года? Был ли Эдуард Шеварднадзе в Тбилиси за день до случившегося? У кого руки в крови наших соотечественников - у хладнокровного русского военного Игоря Родионова или министра-грузина Эдуарда Шеварднадзе?
После этой трагедии прошло 15 лет, многое изменилось, но многое осталось нераскрытым. А история Грузии тщетно пытается выяснить имя главного организатора этого кровавого события.
Когда в политической карьере Шеварднадзе затикали последние денечки, Джумбер Патиашвили вспомнил кровавую ночь 9 апреля и покрытый тайной авиарейс Москва - Тбилиси - Москва. После "революции роз" об этом заговорили и в Москве. А сейчас сам экс-глава Советского Союза Михаил Горбачев собирается приехать в Грузию и поднять эту тему.
Визит Михаила Горбачева в Грузию планируется на 10-13 апреля. Он собирается встретиться с нынешним и бывшим президентами Грузии. По распространенной информации, цель его визита в Грузию - поведать общественности о событиях 9 апреля 1998 г., когда советские войска потопили в крови мирную акцию протеста национально-освободительного движения.
Перед "революцией роз" Джумбер Патиашвили сделал сенсационное заявление. Он вспомнил 9 апреля 1998 года, громко заговорил о деталях и заявил, что за день до трагедии министр иностранных дел Советского Союза Эдуард Шеварднадзе находился в Тбилиси. Вот какой совет он дал тогда Шеварднадзе: "Батоно Эдуард, мне нужна только правда, и я вас призываю - перестаньте вы мучить грузинский народ!".
Правда, официально Горбачев приезжает в Грузию совсем с другой миссией. Об этом говорит эксперт Сосо Цискаришвили. Михаил Горбачев - председатель международного благотворительного Христианского европейского фонда Анастасии Романовой. По словам Цискаришвили, этот фонд и является инициатором визита Горбачева в Грузию. "По одной из распространенных версий, Анастасия Романова долгое время жила в Грузии. Этот фонд помог перевести ее в Россию, когда она достигла глубокой старости. Фонд был создан для распоряжения средствами Анастасии Романовой. А Михаил Горбачев приезжает в Грузию, чтобы по воле Анастасии Романовой передать Михаилу Саакашвили определенную сумму. Речь идет о миллиардах. Правда, в аппарате президента Грузии на этот визит никто не отреагировал. Это вызывает большое удивление у Михаила Горбачева и всего руководства фонда. Фонд не получил конкретного ответа", - отмечает Сосо Цискаришвили в беседе с "Резонанси".
Желание Горбачева приехать в Грузию вызывает сегодня в обществе много толков. Его приезд в Грузию связывают с тайной 9 апреля.
"Первая часть встречи бывшего лидера Советского Союза и президента Саакашвили не будет связана с обсуждением проблем фонда. Разговор пойдет о политических обстоятельствах, интересующих весь мир. Как известно, Горбачев - большой политик, и, соответственно, интересуется всеми актуальными для Грузии явлениями. Что касается 9 апреля, время для визита выбрано не самое лучшее. Хотя, по заявлению пресс-секретаря Горбачева, он готов открыто говорить на эту тему, уточнить информацию, доступную ему в тот период. Уверяю вас, он не избегает этой темы", - добавил Цискаришвили.
Политолог Рамаз Климиашвили вспоминает события 9 апреля 1998 г. и связывает приезд Горбачева в Грузию с раскрытием этой тайны. Он считает тогдашнего командующего войсками Закавказского военного округа Игоря Родионова и первого секретаря ЦК Грузии Джумбера Патиашвили козлами отпущения, и говорит, что приказы отдавал министр иностранных дел Советского Союза.
"Джумберу Патиашвили искусственно навязали ответственность, а главным виновником был Эдуард Шеварднадзе - именно ему политбюро поручило это дело, и, соответственно, все каналы указывают на него. Одно время мы ненавидели Родионова, потом оказалось, что он был категорически против использования армии, но вынужден был выполнить приказ. Патиашвили не имел права давать подобных приказов. Единственным, кто имел право отдавать такие приказы, был Эдуард Шеварднадзе. Таким образом, наш бывший президент оказывается главным автором событий 9 апреля", - считает Климиашвили.
Климиашвили говорит и о версии тайного прилета Шеварднадзе: "В начале апреля 1989 г. Михаил Горбачев и Эдуард Шеварднадзе находились в Лондоне с официальным визитом. Они возвратились в Москву 8 апреля. Существует версия, что Шеварднадзе прямо из московского аэропорта полетел в Тбилиси. Есть и другая версия - министр иностранных дел прилетел в Тбилиси 9 апреля. Если его перелет в Тбилиси произошел сразу после возвращения из Лондона, тогда вся ответственность ложится на него, в противном случае - на политбюро и Горбачева".
То, что между Эдуардом Шеварднадзе и Михаилом Горбачевым пробежала черная кошка, не нуждается в доказательствах. А в советский период их дружеские отношения были очень даже прочными. Но даже на юбилей объединения Германии их не пригласили вместе.
Политолог Сосо Цинцадзе называет события 9 апреля 1998 г. великой тайной. Он считает весьма подозрительным назначение тогдашнего министра госбезопасности первым секретарем ЦК Грузии. "Был ли Шеварднадзе в Тбилиси 9 апреля? Некоторые говорят и даже пишут, что был. Один из этих людей - Лебедь, он видел Шеварднадзе в ту ночь в аэропорту. Об этом говорит и тогдашний первый секретарь ЦК Джумбер Патиашвили. Но уже в то время сам факт, что министр госбезопасности, который должен был бы пасть жертвой событий 9 апреля, назначен первым секретарем ЦК, казался очень подозрительным. Назначение Гиви Гумбаридзе на этот пост было непонятным".
Был ли Эдуард Шеварднадзе режиссером той кровавой ночи? Был ли он хотя бы в курсе того, что должно было произойти? Цинцадзе считает, что ответы на эти вопросы знает Горбачев: "Лучше всех знает правду, конечно же, Горбачев. Сам факт, что он приезжает в Грузию после отставки Шеварднадзе, говорит о многом. Во всяком случае, если даже Горбачев и не сделает никаких публичных заявлений о 9 апреля, не сомневаюсь, что он будет говорить об этом с Саакашвили, Жвания и Бурджанадзе. Сочтут ли они необходимым проинформировать широкую общественность - это уже другой вопрос".
В отличие от коллег, политолог Паата Закареишвили не связывает визит Горбачева в Грузию с раскрытием тайны 9 апреля, хотя не исключает возможности, что экс-президент Советского Союза принесет свои извинения в связи с этим событием. Закареишвили считает 9 апреля черным пятном на биографии Михаила Горбачева: "Я думаю, своим приездом в Тбилиси Горбачев хочет выразить поддержку приходу Саакашвили к власти. Саакашвили не откажет ему в приеме, не выгонит, а Горбачев исполнит свое желание - реабилитирует свою репутацию в Грузии. Горбачев - один из самых популярных экспертов в мире, а 9 апреля - черное пятно на его биографии. Если он принесет извинения, никто не будет напоминать ему об этом дне. Со стороны его советников, это тактически рассчитанный шаг".
При всем при том, Закареишвили сомневается, что Шеварднадзе является главным героем 9 апреля, он ищет ненавистников Грузии в других кругах: "Не думаю, что Горбачев скажет что-нибудь особенное. Может быть, он будет защищать Шеварднадзе, а может, наоборот - обвинять. Будет позорным фактом, если окажется, что это Шеварднадзе потребовал ввести войска. Если это подтвердит Горбачев, это будет сенсация. Но я думаю, что там были другие, более агрессивные, ненавидевшие грузинскую нацию побольше, чем Шеварднадзе. Так что главной темой визита Горбачева в Грузию можно считать прагматический расчет - принести извинение и смыть черное пятно со своей биографии".
Опубликовано 6 апреля 2004 года.