Правительство представило в Национальное Собрание законопроект "О порядке проведения собраний, митингов, шествий и манифестаций", который был уже отклонен парламентом предыдущего созыва. Нынешний вариант подвергся незначительным изменениям.
Требование об урегулировании этой сферы содержится в принятой в 2004 году резолюции по обязательствам Армении перед Советом Европы, в которой, однако, есть важная оговорка: законопроект должен соответствовать принципам и критериям СЕ. Но так ли на самом деле? "Документ однозначно не соответствует европейским критериям, - ответил на наш вопрос член армянской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы Шаварш Кочарян. - По сути, это самый настоящий антидемократический закон".
По утверждениям ряда лиц, законопроект был направлен на экспертизу в Венецианскую комиссию. В ответ на предположение о том, что после этого спорные статьи, возможно, будут пересмотрены, г-н Кочарян сказал: "Я не могу точно сказать, был ли направлен законопроект на экспертизу. Документ поступил в Национальное Собрание 17 марта, и непонятно, когда его успели перевести и отправить европейским экспертам? Вся проблема в том, что говорить об изменении отдельных статей законопроекта не имеет смысла, необходимо радикально изменить лежащие в его основе подходы. И самое главное: законопроект должен опираться на ключевой принцип - проведение массовых мероприятий является конституционным правом и требованием положения европейской Конвенции о правах человека. Поэтому закон должен обеспечить реализацию этого основополагающего права граждан, а ограничения должны играть второстепенную роль. В действительности стержнем представленного в парламент законопроекта является запрет, а не выполнение конституционных и международных обязательств".
В качестве доказательства своих слов депутат привел пример из другого законопроекта - "О внесении изменений в Кодекс РА "Об административных правонарушениях", входящего в один пакет с упомянутым выше документом. Оказывается, предусмотрена ответственность для организаторов и участников массовых мероприятий. Кстати, для первых установлен еще и административный арест, против чего решительно высказался Совет Европы. "При этом не предусмотрена ответственность для должностных лиц, препятствующих реализации права граждан на проведение массовых акций. Конечно, в документе записано, что "за незаконное препятствование, вмешательство или прекращение проведения публичного мероприятия должностные лица несут предусмотренную законом уголовную или административную ответственность", но каким законом - непонятно, поскольку такого положения нет ни в одном законопроекте", - отметил Шаварш Кочарян.
Зато в законопроекте "О порядке проведения собраний, митингов, шествий и манифестаций" предусмотрены многочисленные ограничения. Вот одно из положений: "В ходе публичных мероприятий запрещается распространение или употребление спиртных напитков". На первый взгляд, важный запрет. Между тем, как утверждает г-н Кочарян, "при разработке закона учитываются традиции, существующие в данном обществе. Массовые мероприятия проводятся в Армении, начиная с 1988 года, но никогда люди не употребляли алкогольные напитки". В ответ на замечание, что отсутствие прецедента не гарантирует исключения в будущем подобных случаев, Шаварш Кочарян сказал: "Подобные инциденты могут произойти только в одном случае: если авторы закона предполагают, что на мероприятие могут быть подосланы специально проинструктированные лица, что и станет поводом для его прекращения. Другого объяснения этому положению быть не может".
Другим примечательным новшеством является статья законопроекта, согласно которой для проведения шествия необходимо получить разрешение не только городских властей, но и руководителя общины, в которой будет проходить акция. "Заявка ведь представляется в мэрию, так пусть из мэрии и предупредят руководителей муниципальных общин, - недоумевает г-н Кочарян. - А то получится абсурдная ситуация: шествие пройдет по территории одной общины, дойдет до условной границы другой, и вот здесь массы должны будут обрести крылья и по воздуху перенестись на территорию третьей общины. Абсурднее не придумаешь". Мы поинтересовались, как оппозиция намерена изменить сомнительные положения законопроекта, если она бойкотирует работу парламента. Между тем ранее оппозиционным депутатам удалось не допустить принятия этого документа. "Даже если бы мы принимали участие в заседаниях, нам не удалось бы повлиять на волю парламентского большинства. То обстоятельство, что в предыдущем парламенте документ не получил силу закона, было обусловлено другими факторами - властям казалось, что в условиях отсутствия закона руки у них будут развязаны, и они смогут руководствоваться старым кодексом. Нынешний законопроект ничем не лучше предыдущего, советского закона. Но я не думаю, что его принятие может помешать оппозиции организовать массовые акции протеста". Оппозиция использует все возможные рычаги для оповещения Совета Европы об этих фактах, заверил Шаварш Кочарян. "Я знаю, - добавил он, - что в европейских структурах уже высказывается озабоченность по поводу антидемократического характера законопроекта".
Опубликовано 26 марта 2004 года