- Что заставило оппозиционный блок "Справедливость" и партию "Национальное единение" выступить с заявлением об установлении сотрудничества?
- В данном случае решающее значение, я думаю, имел общественный заказ. Все оппозиционные партии побывали в областях страны и убедились в настроениях народа. Люди однозначно требуют сменить режим.
- Какой отклик в лагере властей будет иметь решение оппозиции консолидироваться?
- Режимы, которые знают о своем близком конце, проявляют общую тенденцию: поскольку их административные ресурсы работают непродуктивно, им приходится использовать силовой ресурс, возможности которого, однако, не безграничны. В Армении к тому же создалась классическая ситуация: правящая коалиция не хочет брать на себя ответственность и в качестве мишеней для критики подставляет Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна. В этих условиях власть должна сделать для себя выбор: либо учесть создавшиеся реалии и уйти без потрясений, что в данном случае маловероятно, либо попытаться прибегнуть к силе. Мы со всей ответственностью заявляем: силовые методы не помогут.
- Значит, оппозиция рассматривала и этот вариант развития событий?
- Зная, какие гнусные преступления были совершены при этих властях, мы просчитали все возможные и невозможные варианты. Но мы хотим также предупредить, что перед мощной общественной волной все действия властей будут бессильны. Поэтому руководителям силовых структур советуем не связывать себя с этим режимом еще одним преступлением.
- В принятом заявлении говорится о проявлении неповиновения. В чем это будет выражаться и есть ли надежда, что после бесцельного всплеска народного возмущения в 2003 г. на этот раз на призыв оппозиции откликнется столько же людей?
- Неповиновение проявляется по-разному - в форме массовых митингов, сидячих демонстраций, носящих перманентный характер и продолжающихся до тех пор, пока последний солдафон не поймет, что стоять рядом с Робертом Кочаряном все равно, что совершать преступление. Что касается наших ожиданий, то на этот раз, мне кажется, взрыв народного гнева будет еще более мощным.
- На чем основана ваша уверенность? В 2003 году активность людей была вызвана выборами, теперь же оппозиция предстоит создать "шум из ничего"?
- Именно потому, что тогда проходили выборы, и часть общества надеялась на возможность с помощью правовых механизмов добиться признания реальных результатов выборов, а сейчас у людей никаких ожиданий нет.
- А есть ли надежда на проведение референдума доверия?
- Разумеется, нет. Уже ясно, что эта власть не уйдет без потрясений. Поэтому наша партия выдвинула идею демократической революции. Когда все остальные конституционные механизмы, по существу, не действуют, остается действовать на основе 2-ой статьи Конституции РА, которая гласит: власть принадлежит народу. Демократическая революция предполагает общественное давление, свидетелями которого мы были в 1988-90-х годах в Армении, несколько лет назад в Югославии и несколько месяцев назад в Грузии. Это известный и мирный способ.
- Но ведь в свое время Роберт Кочарян заявил, что он не Шеварднадзе.
- Это один из его минусов. Для отстранения руководителей, придерживающихся другой точки зрения, тоже есть классический пример: уход под общественным давлением Милошевича.
Опубликовано 26 марта 2004 года