Может ли сегодня среднестатистический российский гражданин уверенно сказать, что условия его жизни безопасны во всех отношениях? Разумеется, нет. И речь не только о том, что в любой момент он может быть подвергнут насилию на улице или даже в собственном доме. Понятие "безопасность" на рубеже второго и третьего тысячелетий вместило в себя новые аспекты, не обращать внимания на которые мы уже просто не можем. Они, конечно же, свойственны не только бытию граждан нашей страны, но в силу многих причин именно для России наиболее актуальны, а для некоторых ее регионов, в том числе и Северной Осетии, особенно.
Именно на них и сосредоточено внимание Совета экономической и общественной безопасности республики. Какие же они сегодня, приоритеты в деятельности Совбеза? Об этом беседа корреспондента "Северной Осетии" с его секретарем, генерал-лейтенантом Урузмагом Огоевым.
- Я хочу, чтобы читатели правильно понимали роль и назначение нашей структуры. Совет экономической и общественной безопасности - это не карательный или что-то запрещающий орган. Мы тщательно анализируем ситуацию в той или иной сфере жизни республики и на основе анализа разрабатываем рекомендации - для структур исполнительной власти, местного самоуправления и т. д. На заседание Совбеза выносятся, как правило, наиболее важные вопросы, решение которых диктуется самой жизнью.
- Урузмаг Созрыкоевич, но ведь рекомендация - не указ, ее можно и проигнорировать.
- Не забывайте, что Совет возглавляет президент республики - глава исполнительной власти, членами его являются председатель парламента и председатель правительства, руководители ряда министерств и ведомств, в том числе главы правоохранительных органов. Вы ведь часто присутствуете на наших заседаниях, хоть раз слышали, чтобы какой-нибудь руководитель сознательно, подчеркиваю, проигнорировал решение Совбеза? И еще один момент. Как правило, на основе аналитических материалов, подготовленных специалистами Совета, рождаются соответствующие постановления правительства республики.
- Есть необходимость проиллюстрировать сказанное конкретными фактами.
- Пожалуйста. В последние годы в Северной Осетии широкое распространение получило производство горюче-смазочных материалов частными фирмами и предпринимателями. Казалось бы, что в этом плохого? Однако анализ показал, что польза от таких производств практически равна нулю, для бюджета республики, разумеется, так как производители всячески уходили от уплаты налогов. Но самое главное, производимые ими бензин и дизельное топливо очень низкого качества, что приводит к поломкам автотранспорта, колоссальный вред наносит экологии. Добавим сюда еще хищения энергоносителей. Ряд нефтеперегонных установок вообще работал подпольно, и приходится только догадываться, какой вред они нанесли окружающей среде, а в итоге - здоровью граждан.
После соответствующего решения Совбеза и были приняты конкретные меры по пресечению такой вот деятельности. Например, все двенадцать установок по незаконной переработке нефти на территориях агрокомбината "Россия" в станице Архонской, зверохозяйства в поселке Алханчурт и 000 "Масыг-ДФЛ" в селении Ир были демонтированы. В результате оперативно-розыскных мероприятий одиннадцать подпольных мини-нефтеустановок были обнаружены и ликвидированы в Кировском, десять - в Правобережном районах. Кроме того, ряд предпринимателей лишился лицензий не право деятельности в сфере переработки и хранения нефти.
Полный хаос царил раньше и на железной дороге. Никто не мог точно сказать, сколько же горюче-смазочных материалов поступает в республику в цистернах, в каких условиях разгружается и куда потом девается. Как вы понимаете, это тоже - прекрасная лазейка для сокрытия реальных доходов. А ведь сфера оборота нефтепродуктов - одна из самых высокодоходных. Сейчас силами владикавказского ЛОВДТ, владикавказской транспортной прокуратуры и Управления МНС по РСО-А налажен контроль за тем, сколько нефтепродуктов республика получает железнодорожным транспортом.
- Урузмаг Созрыкоевич, вы правильно заметили, что производство и сбыт нефтепродуктов приносит высокие доходы. И где гарантия, что вместо уничтоженных подпольных перерабатывающих установок, так называемых "Самоваров", не возникают новые?
- Такой гарантии нет, потому мероприятия, о которых я сказал, носят не разовый характер. Действительно, соблазн велик, и, соответственно, контроль должен быть систематический.
- Еще одна напасть, связанная с железной дорогой, - неконтролируемое движение этилового спирта. Разница лишь в том, что нефтепродукты к нам завозили, а спирт - вывозили. За полтора года, минувших с того заседания Совбеза, что-то изменилось?
-18 октября 2002 года Совет рассмотрел вопрос "О безотлагательных мерах по пресечению незаконного провоза этилового спирта в пассажирских вагонах поездов "Владикавказ - Москва", "Владикавказ - Новороссийск", "Владикавказ - Адлер". Обстановка в то время, действительно, складывалась очень тревожная. Вывозили спирт массово, причем большими партиями. О том, чем это чревато для пассажиров, ваша газета "Северная Осетия" писала не раз. Транспортная милиция, конечно, принимала какие-то превентивные меры, но эффекта от этого почти не было. Ну, поймают проводника, составят протокол и передадут по инстанциям, а с виновного, как с гуся вода. Пожурило начальство, а он в следующий рейс опять отправляется с опасным грузом.
- Помнится, когда мы первый раз написали, что поездные бригады занимаются незаконным промыслом, к нам в редакцию пришла целая делегация представителей этой профессии. Дескать, своей публикацией вы оскорбили славный коллектив, бросили тень на каждого труженика.
- Вот-вот, между тем провоз спирта в пассажирских составах приобрел массовый характер. И только после решения Совбеза стали приниматься реальные меры по пресечению противоправного бизнеса, причем на высоком уровне. По нашему ходатайству были даже ликвидированы остановки поездов на станциях "Дарг-Кох" и "Эльхотово", где чаще всего и загружали в вагоны спирт. Причастные к подпольному бизнесу теперь не отделываются замечанием, многократно возрос контроль за движением пассажирских поездов со стороны Владикавказского линейного отдела внутренних дел на транспорте. Проводятся постоянно совместные рейды с МВД, УФСБ, транспортной прокуратурой.
- И каковы реальные итоги этой работы?
- А вы сопоставьте, сколько информации о ЧП, связанной с незаконным оборотом спирта, вы публиковали год назад, и сколько сейчас. Есть разница?
- Урузмаг Созрыкоевич, читатели нас не поймут, если обойдем стороной деятельность наших рынков. Вряд ли можно оспаривать злободневность этой темы.
- Не менее злободневна и другая тема, тоже непосредственно связанная с повседневной жизнью наших граждан. Но давайте пока о рынках. Их деятельность отражена в обеих составляющих названия нашей структуры - и экономическая, и общественная безопасность. Что касается второй, вряд ли есть необходимость перечислять все меры, принятые на рынках за последние два года. Мы все посещаем эти места массовой торговли и видим, что они перестали быть "проходными дворами". Наиболее крупные из них, такие как "Центральный", "Алан", "Западный", "Владикавказская ярмарка", тщательно охраняются силами милиции, оборудованы аппаратурой слежения. Кроме того, дополнительные патрули контролируют прилегающие улицы. Конечно, досмотровые мероприятия, осуществляемые на входах в рынки, создают некоторые неудобства для посетителей, но надо понимать, что это вынужденная мера. Работа по усилению безопасности посетителей и торгующих на рынках продолжается, ибо, к сожалению, не все решения Совета безопасности уже выполнены. Например, в свое время администрациям местного самоуправления было рекомендовано решить проблемы автостоянок на прилегающих к рынкам территориях. Однако на сегодняшний день это сделано только в Кировском районе.
- Насколько сегодня удовлетворение наших потребностей зависит от рынков?
- Очень значительно. Анализ показывает, что 56 процентов общего оборота торговли в республике приходится именно на рынки. Следовательно, соответствующим должно быть их участие в формировании доходной части республиканского бюджета. Однако этого пока не происходит. Добавим сюда и тот факт, что незначительным остается участие в рыночной торговле производителей республики, они подвергаются давлению перекупщиков, диктующих свои цены на продукцию. Все это нашло место в аналитическом материале, подготовленном Советом. Министерство экономики республики подготовило проект закона "Об основах деятельности рынков и торговых комплексов на территории Республики Северная Осетия - Алания", который сейчас проходит процедуру согласования. Думается, с принятием закона расширятся возможности для упорядочений деятельности рынков.
- Вы сказали еще об одной злободневной теме...
- Это - лекарственное снабжение населения и деятельность фармацевтических учреждений. Вопрос рассматривался 5 июня 2002 года на заседании Совета. После чего Президент республики Александр Дзасохов подписал два указа, касающихся улучшения обеспечения граждан лекарственными препаратами и упорядочения цен на фармрынке. Была поставлена задача своевременно и полно финансировать лечебно-профилактические учреждения, наладить полный контроль за расходованием средств, особенно в части закупок лекарственных препаратов.
За неполные два года в этой сфере произошли положительные тиснения. Например, заметно улучшилась работа Республиканского унитарного предприятия "Формация" по освоению федеральных целевых программ "Смирный диабет", "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом", "Безопасное материнство" и т.д. Существенно улучшилось лекарственное обеспечение льготных категорий граждан. В минувшем году для этой цели было выделено 5 млн. рублей, а в 2004 году планируется уже 12 млн. рублей. Однако в целом недостатков в этой сфере еще немало. Финансирование ЛПУ по статье "Медикаменты" не улучшилось, остается открытым вопрос создания социальных аптек. Отдельно ставился вопрос создания и оснащения Центра контроля качества и стандартизации лекарственных средств, но он, по сути, не решен, опять-таки из-за нехватки средств...
- Северная Осетия буквально нашпигована аптеками. Как было метко замечено еще несколько лет назад, у нас республика "сплошной аптеказации". Однако сей факт еще не говорит о благополучии в этой сфере. Жалоб на деятельность аптек хоть отбавляй и в нашей редакционной почте. В основном читатели сетуют на низкое качество препаратов, разброс цен.
- Я не могу сказать, что многие жалобы остаются без внимания. Достаточно эффективно в этом направлении работает Фармацевтическое управление Минздрава республики. По итогам контрольных проверок за последние два года более 60 аптечных учреждений было закрыто, 20-и - отказано в выдаче лицензий. Больше всего выявлено фактов торговли фальсифицированными лекарствами - 358. Так что если в какой-то аптеке лекарство стоит, чуть ли не в два раза дешевле, чем в остальных, - это еще не повод для радости, а скорее - настороженности.
На наш взгляд, кардинально решить этот вопрос можно было бы путем создания в республике единой оптово-закупочной базы, регионального дистрибьютора лекарственных средств. Это позволило бы вести качественный контроль лекарственных средств и рациональнее использовать бюджетные деньги, выделяемые по статье "Медикаменты".
- Спасибо за беседу. Совету экономической и общественной безопасности желаем только плановых заседаний. Внеплановые, как правило, связаны со всякими ЧП.
Опубликовано 1 апреля 2004 года