17:51 / 23.02.2004Тамаз Кецба: Абхазия обречена на грязные выборы

С утверждением о том, что недавние события непосредственно связаны с предстоящими выборами президента, на мой взгляд, можно согласиться лишь отчасти. Многие наблюдатели совершенно справедливо определяют ситуацию в стране как затяжной системный кризис, начавшийся гораздо раньше, чем болезнь президента. Предстоящая кампания лишь привносит большую остроту и драматизм в развитие событий, и по мере приближения даты выборов кризисные проявления могут ещё более обостриться.

На самом деле кризис власти наступил не вчера - его признаки проявились уже в 1998 году, до и после известных майских событий в Гальском районе. Президент, не привыкший считаться с мнением, отличным от своего, предпринял беспрецедентное давление на взбунтовавшийся парламент, привлекая для этой цели не очень-то разобравшихся в ситуации ветеранов войны. Уже тогда эти действия в заявлении группы-депутатов были названы посягательством на основы конституционного строя. Оно было опубликовано в независимой прессе и вызвало определенный резонанс в обществе. Впоследствии президент еще не раз пытался устраивать шумные разносы депутатам-строптивцам, лично являясь в парламент, каждый раз при этом являя все новые и новые откровения, будь то, мягко говоря, особенности своего характера или политические предпочтения. Чего, к примеру, стоит его публичное признание в своих горячих симпатиях к депутату Госдумы РФ Василию Шандыбину. Потом были "выборы по Хичкоку" в 1999, кризис - в 2001, дважды - в 2003, а в промежутках менялись премьеры...

Как уже отмечалось, до выборов не исключены и новые обострения. Поводом может послужить что угодно, поскольку все самые крупные кадровые, структурные и экономические решения, выходящие из-под пера главы государства, давно уже носят односторонне заинтересованный характер. В этой связи, по меньшей мере, странной выглядела миссия апологетов президента, призывавших к проявлению большей ответственности всех: парламент, отдельных политиков, партии, ветеранов войны, старейшин, молодежь - весь народ. При этом никто из означенных деятелей не захотел отмерить меру ответственности самого президента, хотя она у него - самая высокая.

Относительно предстоящих выборов - прогноз самого общего характера. Увы, но мне представляется, что мы обречены на грязные выборы, и тому есть ряд причин. Прежде всего, это вытекает из состояния политики, сформировавшейся за последние годы. Она крайне разобщена, и на ее фоне наша власть даже сегодня выглядит консолидировано. Показательно поведение правящего клана, который демонстрирует твердое намерение не выпускать рычаги ни при каких условиях. А это, прежде всего, весьма существенные экономические позиции, полученные за счет десятилетнего пребывания у кормила власти. Многие, благодаря неподконтрольным им СМИ, общеизвестны. Потеря их сегодня будет означать безвозвратный откат назад. Поэтому будет делаться все, что возможно и невозможно, для достижения нужного результата. Таким образом, главный фальсификатор в предстоящей избирательной кампании уже известен - это власть. Хотя, вполне вероятно, в обществе найдутся и такие, которые испытывают иллюзии по этому поводу.

Что касается раздающихся предложений по совершенствованию избирательного закона. Даже в случае принятия парламентом соответствующих поправок, они не станут серьезным препятствием для подтасовок на выборах, поскольку, как известно, совершенству предела нет. Более совершенным будет и жульничество. Все остальные кандидаты и политические силы, стоящие за ними, будут вынуждены играть по этим правилам, и делаться это будет по принципу "каждый за себя".

Пока что мы являемся свидетелями начавшейся подковерной борьбы, которая пока не перемещается на открытое политическое пространство. Это свидетельствует о том, что для нашей элиты это наиболее привычный и удобный способ ведения предвыборной борьбы. Сохранение этой тенденции позволяет предположить, что финальная, публичная часть кампании будет короткой, с обильным поливанием друг друга грязью.

Опубликовано 17 февраля 2004 года

Автор:Тамаз Кецба