О независимости СМИ, а точнее, об отсутствии этой независимости говорят многие. Что же такое, на самом деле, независимые СМИ? По словам председателя Степанакертского пресс-клуба Гегама Багдасаряна, независимость прессы в первую очередь предполагает ее финансовую независимость, то есть ее платежеспособность. "Как обычно пресса обеспечивает свою финансовую независимость? Рекламой и большим тиражом. Имея тираж в 15-20 тысяч экземпляров, газета в наших условиях может обеспечить свою финансовую независимость или находится в классической и желаемой зависимости от читателя, что было бы идеальным вариантом. Но такой тираж в наших условиях невозможно обеспечить. Второй серьезный фактор обеспечения финансовой независимости, реклама, в наших условиях также заблокирован. Экономика нашей страны не только находится в тяжелом состоянии, но и - политизирована. В экономике превалирует роль административного вмешательства. Не секрет, что многие государственные чиновники Карабаха занимаются бизнесом, что запрещено законом. И главное тут не только в нарушении закона, но и в том, что это, по большому счету, губит рынок. Занимающийся бизнесом государственный чиновник и рядовой бизнесмен уже конкурируют не в равных условиях. Что оказывает свое воздействие на рынок, рыночные законы перестают действовать, преобладает фактор административного вмешательства. Но главная проблема состоит в том, что при этом используются государственные рычаги, государственные ресурсы. И еще одно немаловажное обстоятельство: бизнес предполагает и наличие правового поля. Все должны нести одинаковую ответственность перед законом, бизнесмен должен находиться под защитой закона. К сожалению, и с этим у нас не все в порядке. Вот почему не формируется рекламный рынок, и бизнесмены особо не заинтересованы в становлении его".
Г-н Багдасарян считает, что, используя свои рычаги, власти должны сделать все, чтобы исправить ситуацию. По его мнению, при желании можно изыскать многочисленные варианты. На вопрос корреспондента "АА" о том, что государство может выделить средства на создание независимой прессы, Г.Багдасарян ответил: "Это, мягко говоря, наивное утверждение. Власти не могут и принципиально не должны идти на это. Ясно одно, бюджет - всеобщее достояние, которое должно быть распределено для развития всех сфер, в том числе информационной и общественной. Думаю, что это можно сделать в форме предоставления долгосрочного льготного кредита для развития этой сферы. Причем, этот кредит обязательно должен быть возвращен государству, устраняя тем самым зависимость от властей. И кредитование этой сферы должно быть воспринято совершенно нормально. Точно так, как, скажем, выделение кредита для развития сельского хозяйства, промышленности, малого и среднего бизнеса. Информация - тоже бизнес, и как любой бизнес должен быть рентабелен. В противном случае, данное СМИ не будет пользоваться спросом и станет банкротом. СМИ должны выйти за рамки чистой политики и стать предметом бизнеса. В числе средств по содействию этой сфере следует отметить налоговые и пошлинные льготы. Это касается и общественной сферы. Государство не должно выделять финансы общественным организациям (с таким предложением я выступал в нашей прессе года два-три назад), а по выделенным ежегодно суммам объявлять тендеры на лучшую программу по развитию различных сфер, внедрению демократии и т.д. Но мое предложение так и осталось гласом вопиющего в пустыне".
Если информация - это бизнес, в таком случае, как должна осуществляться информационная политика, как должна освещаться деятельность властей? На этот вопрос Г. Багдасарян ответил следующее: "Путем взаимовыгодного сотрудничества со СМИ. В принципе я не против, чтобы существовали и государственные СМИ, но предпочтительнее, чтобы они были общественными, финансирование которых на первом этапе проводилось бы из госбюджета. Суть вопроса состоит в следующем: классическое предназначение СМИ состоит в информировании, просвещении и развлечении общества. С учетом того, что мы избрали рыночную экономику, где бизнесом является и информация, хотелось бы убедить, чтобы государство взяло на себя именно миссию просвещения, то есть содействовало этому направлению. Еще одно немаловажное обстоятельство. Власти должны реализовать именно эту миссию, а не использовать для пропаганды финансируемые ими программы. Вот почему я считаю, что в общественном телевидении должны существовать, должны преобладать образовательно-просветительные программы. Словом, оно не должно быть сверхполитизировано. Многое предстоит сделать и в других сферах, связанных со становлением независимой прессы. В частности, имею в виду необходимость ликвидации монополий в сфере издательского бизнеса и распространения газет. К примеру, заметим, что у нас есть лишь одна типография для выпуска газет в формате А-3, которая является государственной. А серьезные и влиятельные газеты печатаются именно в этом формате. То есть, в этой сфере нет конкуренции, и законы рыночной экономики не распространяются на нее, что тормозит развитие этой единственной типографии, создавая еще одну проблему в деле формирования независимой прессы. Или же в сфере распространения газет - опять-таки существует одна, притом, государственная организация - "Арцахмамул". Однако, это вовсе не означает, что необходимо распрощаться с идеей создания независимой прессы. Напротив. Проблему может решить лишь тот, кто осведомлен обо всем этом. И вовсе не следует впадать в пессимизм, а шаг за шагом, постепенно идти к намеченной цели. Во-первых, не следует с пренебрежением относиться к попыткам создания независимой прессы. Это не самоцель: нужно непременно иметь альтернативный источник получения информации. В наших условиях приемлемы и партийная пресса, и спонсируемая бизнесом пресса, и создаваемая при содействии международных структур и Диаспоры пресса. Затем уже можно будет перейти к этапу создания классически независимой прессы. То есть, пресса должна стать не инструментом в руках властей, или оппозиции, а посредником. Конечно, немалая роль отводится и общественности (что также очень важный фактор), общественному спросу. Общественность должна стоять за своим правом получения информации, быть опорой и поддержкой СМИ и журналистов".
Кристине Ханумян.
Опубликовано 19 февраля 2004 года.