Российские граждане будут узнавать о терактах не из выпусков теленовостей и газет, а только из сообщений, которые посчитают нужным сделать правоохранительные органы. Это произойдет, если Госдума примет поправку в закон о СМИ, внесенную "единороссом" Михаилом Юревичем. Cами журналисты считают: от того, что теракты не будут показывать по телевидению, их количество не уменьшится. И ожидают "дальнейшего закручивания гаек".
Жертв терактов запретят показывать по телевидению
"Доработать закон о СМИ"
Прецедент цензурирования состоялся во время теракта на Дубровке осенью 2002 года, когда "вольницу" телеканалов уже в первые сутки ограничил штаб по проведению антитеррористической операции. Он строго дозировал информацию, но властям показалось, что ее все равно слишком много. "Штурм в прямом эфире", показанный НТВ, вызвал неудовольствие президента Путина.
Тогда депутаты Госдумы оперативно приняли поправки в законы о СМИ и "О борьбе с терроризмом". Под запрет "распространять через СМИ информацию, препятствующую проведению контртеррористической операции" можно было подвести деятельность всех каналов и газет - так расплывчат был текст поправок. Журналистское сообщество обратилось к Путину с просьбой закон не подписывать. Президент прислушался и в последний оставшийся день закон отклонил. И призвал депутатов и журналистов "доработать закон о СМИ и рассмотреть в первоочередном порядке".
Исполнить пожелание президента и перехватить инициативу у Госдумы решил Индустриальный комитет, объединяющий главных редакторов ведущих электронных и печатных СМИ. За год работы он создал новый проект закона о СМИ и принял Антитеррористическую конвенцию. В ней запрещается, к примеру, "брать у террористов интервью, кроме как по просьбе или с санкции оперативного штаба". Конвенция стала частью нового закона о СМИ. Правда, рассмотреть его помешала парламентская избирательная кампания.
"Недопущения психологического воздействия"
Новые теракты - в московском метро и рядом с гостиницей "Националь" - побудили депутатов вернуться к идее подправить закон о СМИ. В начале недели "единоросс" Валерий Комиссаров предложил не показывать по телевидению жертвы терактов с целью "противодействовать информационному терроризму", а также для "недопущения психологического воздействия на граждан".
Другой депутат, тоже "единоросс" Михаил Юревич, пошел дальше и предложил, по сути дела, ввести цензуру. Он считает необходимым запретить распространение информации о произошедших террористических акциях в теле- и видеопрограммах за исключением той, о которой считают нужным сообщить правоохранительные органы. "Эта законодательная инициатива вызвана тем, что террористы, совершая теракты, рассчитывают на дестабилизацию ситуации в стране, - объяснил свою позицию Юревич. - Дестабилизация идет, когда происходит освещение (теракта. - ГАЗЕТА) СМИ".
Правда, "строгости" будут зависеть от "масштаба" теракта. Если он будет иметь "региональное значение", то "освещение теракта все же может быть и без соответствующего разрешения официальных правоохранительных структур, - готов позволить послабление Михаил Юревич. - Однако что касается перевода информации на федеральный уровень, то это должно происходить в строго официальном порядке".
Вчера комитет Госдумы по информационной политике принял поправку Юревича к рассмотрению.
"Облечение в правовые нормы"
Коллеги Юревича по фракции не склонны пока поддерживать введение цензуры. Председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников считает, что необходимо "очень четкое облечение в правовые нормы требований или ограничений для федерального телевидения". Оппозиция выступает категорически против. "Я уж не говорю, что он будет противоречить Конституции, закрепляющей право на информацию и свободу слова, - считает коммунист Александр Кравец. - Но если такой запрет будет введен, это резко повысит число пользователей Интернета, где такую информацию запретить практически невозможно".
"О свободе слова речь уже давно не идет - гайки с каждым днем закручивают все туже", - заявил ГАЗЕТЕ один из ведущих сотрудников информационной службы НТВ, попросивший не называть его фамилии. Ведущая авторской программы "Неделя" на Ren TV Марианна Максимовская считает, что от усилий "думцев" "терроризм не пропадет и волнение людей не утихнет, а наоборот, слухов и домыслов станет больше".
"Не удивлюсь, если закроются даже правительственные российские телеканалы, - сказал ГАЗЕТЕ шеф московского бюро "Аль-Джазиры" Акрам Хузам. - Чем меньше будет правды, тем лучше будет депутатам "Единой России", которые любят одностороннее освещение и запреты". "В случае если инициатива выльется в закон и его заставят выполнять не только российские СМИ, но и иностранные компании, аккредитованные в Москве, мы закроемся и уедем домой", - сказал Хузам. В свою очередь, главный редактор телекомпании "Эхо-ТВ" Андрей Норкин считает, что инициатива депутата - это "продолжение страусиной политики": "Я не хочу сомневаться в умственной полноценности депутатов, но некоторые из них ведут себя, как дети, которые прячутся под одеялом, когда им страшно".
Что такое свобода слова
Знаменитая Первая поправка к конституции, с которой начинается Билль о правах, утвержденный конгрессом США в 1789 году, гласит: "Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание либо ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб".
Постановление верховного суда, определяющее понятие "свобода", гласит: "Свобода слова и свобода печати рассматриваются как неразрывные, вытекающие одна из другой и взаимодействующие друг с другом. Ядром свободы слова является не просто свобода, а "биномная свобода" - право на свободу слова предоставляет индивиду свободу молчать, равно как и свободу выражать свое мнение".
Постановление верховного суда о допустимых пределах, за которыми выражение политических взглядов, критика правительства перестают охраняться Первой поправкой: "В чрезвычайных условиях может иметь место судебное ограничение выражения мнений. Оно возможно лишь в случае "прямой и явной угрозы (clear and present danger)", когда суд сможет доказать, что временное ограничение свободы слова и печати требуется для защиты государства от гибели или серьезного ущерба - политического, экономического и морального".
Уполномоченный чиновник Федеральной комиссии по коммуникациям (FCC) Соединенных Штатов, которой руководит сын госсекретаря США Колина Пауэлла, Майкл, пояснил ГАЗЕТЕ: "Закона, регламентирующего деятельность СМИ, в США нет и быть не может.
На сегодняшний день в стране зарегистрировано 975 программ телевидения и более 11 тысяч периодических печатных изданий, причем ни государственных, ни партийных телекомпаний и периодических изданий в США не существует. Редакционную политику, в том числе и касающуюся показа катастроф, террористических актов, уголовной хроники, каждое СМИ определяет самостоятельно. Федеральные власти, власти штатов, округов и графств подчиняются Первой поправке к конституции США. Свобода слова и печати в США перестает охраняться Первой поправкой только в том случае, если верховный суд США выносит определение о "прямой и явной угрозе" - возможность такого определения и его суть сформулированы в одном из постановлений 1919 года".
Ольга Редичкина
Наталия Ростова
Евгений Кузин
Алексей Редичкин
Опубликовано 20 февраля 2004 года.