18:38 / 26.03.2004И снова труба

Когда 3 февраля сего года представители заинтересованных международных структур, находясь в Азербайджане, заявили о том, что к концу 2004г. строительство нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан должно быть завершено, а в апреле 2005-го на западные рынки поступит первая каспийская нефть, стало ясно, что события в беспокойном закавказском регионе развернутся с калейдоскопической быстротой. Собственно, борьба за установление геополитического контроля над Кавказом идет уже давно, причем, с переменным успехом. Но с приходом к власти Михаила Саакашвили борьба эта резко ожесточилась и вступила, похоже, в решающую фазу. Запад в лице Соединенных Штатов и Евросоюза явно торопится с реализацией нефтяного "проекта века": стремительный ренессанс путинской России, все чаще и чаще вспоминающей о былом величии, может спутать все карты.

Ситуация вокруг Аджарии на первый взгляд может показаться очередной внутригрузинской разборкой. Политические наблюдатели уже привыкли к тому, что каждый новый президент Грузии считает своим долгом поиграть мускулами перед мятежными автономиями. И Звиад Гамсахурдия, и Эдуард Шеварднадзе, и Михаил Саакашвили в этом смысле мало чем отличаются друг от друга. Понять их можно: с распадом Советского Союза за этнически пестрой Грузией прочно закрепилась репутация "несостоявшегося государства", с которым трудно вести дела. Как и в средние века, современная Грузия остается раздробленной страной, не контролирующей свои периферии. Абхазия, неоднократно обращавшая грузинскую армию в бегство, давно живет самостоятельной жизнью и думать не думает о возвращении в состав микроимперии. Южная Осетия тоже: президент этой республики Эдуард Кокойты пригрозил даже арестовать Михаила Саакашвили, если тот осмелится ступить на осетинскую землю. Армянонаселенная Джавахетия ориентируется скорее на Ереван, чем на Тбилиси. Дело порой доходит до курьеза: грузинские руководители не раз обращались к своим армянским коллегам с просьбой повлиять на джавахкских армян, требующих автономии. Приблизительно такая же ситуация царит в Марнеули, где преобладает азербайджанское население: позиции Баку здесь ничуть не слабее позиций официального Тбилиси.

Особняком во всей этой веренице стоит Аджария, населенная грузинами, принявшими когда-то ислам, и получившая по этой причине статус автономной республики. Если противостояние Тбилиси остальным автономиям или мятежным регионам воспринимается населением как борьба с сепаратистски настроенными инородцами и в целом одобряется им, то противоборство с единокровной Аджарией никак не укладывается в разгоряченных умах грузинских патриотов. Не случайно, что в ходе последних событий в Тбилиси прошли даже антивоенные митинги протеста. А грузинская интеллигенция, спокойно взиравшая на гибель абхазских и осетинских крестьян в 90-х г.г., сегодня вдруг возроптала против действий недавнего любимца. И все-таки Михаил Саакашвили решил навести "порядок" вначале в Аджарии. Почему?

Причин тому много. Во-первых, для демонстрации силы Абхазии и Южной Осетии с их боеспособными и хорошо укомплектованными формированиями необходимо объединить все грузинское население, в том числе и 400 тысяч аджарцев. Дело, думается, безнадежное, но Саакашвили решил все-таки попробовать. Во-вторых, революционному Михо, наобещавшему золотые горы родному электорату, как воздух, нужны хоть какие-то успехи и достижения во внутриполитической жизни. Все эти громкие аресты и ночные облавы на сонных коррупционеров, вопреки ожиданиям, не столько воодушевили, сколько напугали население. Недаром новый генпрокурор Грузии Окруашвили, после очередных ночных бдений, мучительно вздохнул с телеэкрана: "Если так будет и дальше, скоро пол-Грузии окажется в тюрьмах, а другая половина - будет охранять ее. И мы, и люди устали. Перерыв нужен". Но "перерыв" для Саакашвили смерти подобен. Посему нужен новый стимулятор для возбуждения угасающих страстей и повторной волны всенародной поддержки. А что может быть лучше патриотических знамен и страстных реплик в адрес Абашидзе, "мешающему" восстановлению целостности Грузии? В этом угаре как-то подзабываются и предвыборные обещания, и поствыборное неумение претворять их в жизнь. В-третьих, новому президенту необходимо продемонстрировать зарубежным покровителям, что на него не зря потратились. В отличие от хронического "кидалы" Шеварднадзе, порхавшего с геополитической ветки на ветку, он, дескать, стабилен и, как человек слова, времени даром терять не любит.
 
Но одна из основных причин аджарского кризиса все-таки в другом. Дело в том, что именно по Аджарии должна проходить главная нефтяная магистраль по маршруту Баку - Тбилиси - Джейхан. Причем, пролегать она должна в непосредственной близости от российской военной базы в Батуми. Судя по участившимся требованиям о выводе российских войск из Аджарии, подобное соседство, мягко говоря, никак не воодушевляет западных стратегов. Поэтому от этой базы необходимо срочно избавиться, естественно, с помощью Саакашвили. Для этого всего лишь надо добиться отставки пророссийски настроенного Абашидзе. Но упрямый и несговорчивый президент Аджарии тоже пользуется всенародной поддержкой, имеет влиятельных друзей в Москве и явно не намерен поступиться принципами. Танками и военными судами его не запугать. А объявленная Саакашвили экономическая блокада лишь ужесточит позицию Батуми. Ситуация, кажущаяся тупиковой, может завершиться военной конфронтацией, ответственность за которую, по мнению российского МИД, понесет грузинская сторона. В этом случае президента Грузии ждут невеселые времена, в особенности, если учесть заявление американского посольства о том, что США "на данном этапе не будут вмешиваться в конфликт". Словом, дело - труба для Михаила Саакашвили. И далеко не нефтяная.

Опубликовано 16 марта 2004 года

Автор:Армен Аракелян