- Владислав Григорьевич, в Абхазии только что состоялись выборы в городские и районные собрания. Будут ли какие-либо структурные изменения? Как Вы вообще находите нынешнее состояние дел в разных сферах жизни республики?
- Структура местных органов власти определена законодательством Республики Абхазия, поэтому ни о каких структурных изменениях речи быть не может. В мои полномочия входит назначение из числа депутатов районных собраний глав местных администраций. В ближайшее время эти кадровые вопросы будут решены.
Что же касается положения в республике, то оно стабильное. Намечены планы социально-экономического развития на текущий год. Осуществляются чрезвычайно важные мероприятия, затрагивающие интересы широких слоев населения. В частности, при поддержке российского руководства решается вопрос пенсионного обеспечения. Правительство активно работает над проблемой повышения эффективности органов власти и управления, реформирования различных отраслей экономики. И в этой сфере есть неплохие результаты. Конечно же, у нас много проблем, и мы готовы их решать в конструктивном сотрудничестве с различными политическими силами, способными предложить конкретные программы и идеи. Однако, к сожалению, нам иногда приходится сталкиваться с краснобаями, способными только критиковать. Порой один глупец может задать столько вопросов, что и сто мудрецов не смогут ответить.
- Сегодня Абхазия ориентирована на укрепление и развитие экономических, культурных связей с Россией, на установление ассоциированных отношений с РФ. В свете новых структурных изменений в России, на Ваш взгляд, продолжится ли процесс сближения Абхазии и России?
- Структурные изменения в российском правительстве, на мой взгляд, будут способствовать процессу сближения Абхазии с Россией. Альтернативы установлению тесных государственно-правовых, экономических и иных отношений между независимой Абхазией и Россией не существует.
- После "знаменитой" "революции роз" в Тбилиси прошло уже немало времени. Как Вы считаете, позиция и политика "Грузии Шеварднадзе" по отношению к Абхазии чем-то отличается от позиции и политики "Грузии Саакашвили"?
- Насильственная смена власти в Грузии стала традицией, какие бы определения ни давались этим событиям. Как показало время, принципиального изменения позиции грузинских властей по отношению к Абхазии не произошло. В частности, президент Грузии неоднократно заявлял, что не исключает силового пути разрешения вопроса взаимоотношений с Абхазией. Новые грузинские власти не готовы решать даже такие вопросы, как возобновление сквозного железнодорожного сообщения через территорию Абхазии. Так, в ходе встречи с Президентом Армении Р. Кочаряном М. Саакашвили заявил, что этот вопрос может быть решен только после смены власти в Абхазии. Видимо, он надеется, что в Абхазии к власти придет представитель "пятой колонны", с которым легче будет договориться. Этого власти Грузии вряд ли дождутся. Кроме того, на мой взгляд, неурегулированность конфликта с Абхазией является ничем иным, как "солдатской причиной" для отказа решать проблему возобновления железнодорожного сообщения. В действительности этот подход грузинских властей связан с диктуемым извне курсом на изоляцию Армении и ослабление экономических позиций России в Закавказье. В 1995 г. абхазская, грузинская и российская стороны подписали протокол о возобновлении сквозного железнодорожного сообщения. После этого предшественник Саакашвили стал выдвигать условие о возвращении беженцев в Абхазию. Как известно, беженцы в Гальский район вернулись, однако продвижения в этом вопросе не произошло. Сейчас аналогичные условия выдвигает Саакашвили. В целом по многим признакам можно судить, что наблюдается очевидная идеологическая преемственность в грузинской политике. События вокруг Аджарии также показали, что розы были с шипами.
- Владислав Григорьевич, кризисная ситуация в Грузии, резкое обострение отношений между Тбилиси и Аджарией могут отразиться на Абхазии? И может ли это негативно сказаться на абхазской диаспоре в Аджарии?
- Мы внимательно следим за развитием ситуации вокруг Аджарии. Во-первых, это связано с тем, что мы заинтересованы в сохранении региональной стабильности, во-вторых не может не вызывать нашего беспокойства и судьба абхазов, проживающих в Аджарии. Поэтому мы надеемся, что подобные проблемы власти Грузии будут решать исключительно политическими средствами. На мой взгляд, эта проблема далека от разрешения. Это связано с подходом, демонстрируемым грузинскими властями. Вы, наверное, обратили внимание, что Саакашвили назвал Аслана Абашидзе своим подчиненным. Видимо, он не видит разницы между автономной государственностью Аджарии и местным самоуправлением. Шаги новых грузинских властей в отношении Аджарии показали, какие методы являются для них приоритетными. Поэтому мы, как и прежде, должны быть ориентированы на укрепление обороноспособности нашего государства и совершенствование системы безопасности. Тем более, что мы уже ощутили на себе агрессивные действия грузинских властей на море.
Лилиана Яковлева.
Опубликовано 27-28 марта 2004 года.